ХРАМ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ, ДолгопрудныйГосподи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас грешных!

Храм Преображения Господня, Долгопрудный

воскресенье, 16 марта 2008 г.

Люта зима, но сладок рай

Щеголева Надежда

Страдание сорока мучеников, в Севастийском озере мучившихся
Память 9/22 марта

В начале IV в. Римская империя была разделена на две части. Западной ее половиной правил император Константин Великий (память 3 июня по н. ст.), а императором восточной с 307 по 323 гг. был зять Константина Ликиний. В 313 г. оба императора пришли к соглашению и в Медиолане подписали манифест о веротерпимости, по которому христианская религия была объявлена государственной, она уравнивалась тем самым с древней языческой. Но Ликиний был закоренелым язычником, он всячески враждовал против Константина, ставшего решительным покровителем христианства. Политика его в отношении христиан была непоследовательной, и в 320 г. он подверг их гонениям.
Ликиний додумался до того, что, обольстившись словами оракула, обещавшему ему победу, решил пойти на Константина с войной. Для этого он решил уничтожить христианство в пределах своей части империи, особенно в своих войсках, из опасения измены. В рядах императорской армии немало тогда уже было христиан. И чтобы искоренить христианство в войсках, было издано повеление, принуждавших воинов-христиан приносить жертвы бесам, т. к. все верные империи и императору Ликинию должны были приносить жертвы идолам.
В то время в состав восточной римской империи входила Армения с городом Севастией (северо-восточная часть Ма­лой Азии). В Севастии начальником армии был Агриколай, человек свирепого нрава, ревностный поклонник и защитник идолослужения. В полку воеводы Агриколая находилось сорок воинов из Каппадокийской области (восточной части Малой Азии, где главный город Кесария славился образова­нием). Эти воины составляли почетную дружину. Благочес­тивые, веровавшие во Христа, отличались они непоколеби­мым мужеством, всегда побеждали в делах ратных. Среди них были Кирион, Кандид и Домн - молодые люди, особо сведущие в Божественном Писании.
Когда Агриколай узнал, что воины его дружины - хри­стиане, он стал решительно принуждать их к идолопоклонению. Он стал обольщать их красивыми речами, которые чес­толюбцев, может быть, и сбили бы с толку:
- В боях и сражениях с неприятелем вы всегда согласны между собой и единодушны, всегда проявляли храбрость и отвагу. Покажите и ныне с таким же единомыслием и еди­нодушием повиновение царскому указу. Принесите по доб­рой воле жертву богам, чтобы не подвергаться мучениям за непослушание.
О какой уж тут доброй воле может идти речь: неприкры­тая лесть с прямой угрозой. Но воины имели дерзость отве­чать:
- Если мы мужественно сражались за царя земного и при этом остались победителями, то не тем ли более, подвизаясь за Царя безсмертного, мы не сможем одолеть твою злобу и победить твое лукавство?
И тогда Агриколай поставил условие мужественным воинам:
- Вам предстоит одно из двух - или принести жертвы бо­гам и удостоиться больших почестей, или лишиться воин­ского звания и подвергнуться безчестию, если не покори­тесь. Подумайте и выберите для себя, что найдете полезнее.
- Что полезнее нам, - отвечали воины, - о том печется Сам Господь.
Предупредив, что времени на раздумья у них не так мно­го, и чтобы они были готовы к утру к жертвоприношению, Агриколай приказал заточить солдат в темницу. Войдя в нее, воины преклонили колени в молитве к Богу Всевышнему, прося избавить их искушений и соблазнов людей беззакон­ных. А потом они пели псалом 90-й: «Живый в помощи вышняго, в крове Бога небеснаго водворится..». Так они и провели время до полуночи - молитва, псалмопение и вновь молитва и псалмопение. Пением руководил Кирион. Он про­возглашал стихи, а Кандид и Домн с прочими повторяли за ним. А в полночь святые воины услышали глас явившегося им Господа:
- Добр есть начаток изволения вашего, но претерпевый до конца, той спасен будет (Мф. 10, 22).
Все слышали этот голос, и все были объяты ужасом от такого величия, но страх их растворился в неземной радости от посещения Божия и милости Его. Они не спали до утра — всё молились.
Наутро Агриколай, собрав всех своих друзей и советни­ков, приказал привести из темницы святую дружину воинов числом сорок, и обратился к ним с коварной речью:
- Что скажу вам, то скажу не льстиво и не ложно, но по самой истине: много воинов у нашего царя, но все они не могут сравняться с вами ни мудростью, ни мужеством, ни красотой, и моим расположением не пользуются они столь­ко, сколько вы. Так не делайте же того, чтобы моя любовь к вам превратилась в ненависть - в ваших руках и от вас же зависит - или сохранить мою любовь к вам, или навлечь на себя мою ненависть.
На это святой Кандид ответил, что Агриколай жестокий льстец и имя его соответствует нраву и характеру («агриос» - дикий, свирепый; «колас» - льстец). Воевода повторил:
- Разве не сказал я вам, что в вашей воле и власти - или сохранить мою любовь, или возбудить к себе мою нена­висть?
Святой Кандид от всех отвечал:
— Если все зависит от нас, и мы должны выбрать или твою любовь, или твою ненависть, то мы выбираем твою ненависть, потому что и мы ненавидим тебя, и только у Бога ищем милости и снисхождения. А ты, свирепый и жестокий человек, объятый тьмою заблуждения и нравом зверя, оп­равдывающий свое имя, будучи беззаконен и завистлив, не люби нас.
От таких речей воевода пришел в неописуемый гнев и ярость, скрипя зубами «яко лев», он приказал одеть на свя­тых оковы и увести обратно в темницу. На это воины (по примеру святого апостола Павла, который, страдая за Хри­ста, требовал от судей, чтобы они, проявляя свою злобу, не попирали законов человеческих, государственных, не под­вергали его - «римского гражданина» - истязаниям по сво­ему произволу) возразили воеводе, что у него нет власти от царя мучить их, а только допрашивать. Услышав это, воево­да испугался такого вразумления, отменил приказ об оковах, а темничному стражу приказал крепко стеречь узников. Сам он в это время ожидал Лисия, князя, имевшего большие полномочия: на его решение он и надеялся.
Будучи в темнице, святые воины так же проводили время в молитве и псалмопении, слушали наставления святого Кириона, который призывал своих собратьев по оружию с че­стью, в том же единомыслии и единодушии, как и воинских делах, совершить подвиг мученичества: «Как угодны мы были царю смертному, так постараемся быть угодными и безсмертному Царю - Богу Всевышнему, Иисусу Христу».
Прошло семь дней, воины все так же находились в тем­нице, а в Севастию прибыл князь Лисий, который сразу был уведомлен о святой сорокадесятнице. Лисий явился в суди­лище и приказал привести воинов на истязание. На пути ту­да святой Кирион вновь и вновь поддерживал своих содру-жинников:
- Не убоимся, братие! Разве не помогал нам Бог в сра­жениях, когда мы призывали Его и одолевали врагов наших! Вспомните, как однажды как в бою все бежали, и мы оста­лись среди врага одни - сорок человек, - и вознесли мы то­гда к Богу слезную молитву. И помощь Его не опоздала: одних мы побили, других прогнали, и при всей жестокости боя и многочисленности врага ни один из нас даже не был ранен. Ныне же только три врага ополчились против нас -сатана, Агриколай и Лисий, а вернее сказать: один враг одо­леть хочет нас, враг невидимый. Неужели поддадимся ему, и он одолеет нас. Да не будет этого! Давайте, как всегда, обра­тимся с теплой молитвой к Богу! Он поможет нам, и ничто не причинит нам вреда: ни узы, ни муки. Перед боем мы всегда пели: «Боже, во имя Твое спаси мя, и в силе Твоей суди ми: Боже, услыши молитву мою, внуши глаголы уст моих» (пс. 122), так давайте же сделаем и сейчас то же са­мое. Господь услышит нас!
Так они шли по дороге в судилище и пели Богу псалом. А на это зрелище стал собираться народ со всего города. И вот дружина предстала перед Лисием, который был в вос­торге от одного только вида сорока дружинников. Но он произнес слово в слово угрозы Агриколая. На что святой Кандид ответил, что «нет ничего дороже и ничего почетнее Христа Бога», пусть они (мучители) забирают и воинские звания, и тела бренные.
Лисий приказал бросать в пленников камни, а святой Кандид ответил:
- Князь тьмы и рачитель беззакония, начни сам творить это и увидишь отмщение.
Слуги стали бросать камни в дружинников, но удары па­дали не на воинов, а на самих истязателей. Видя это, святые укреплялись духом, а раздраженный князь сам схватил ка­мень и бросил в одного из святых, но камень ударил в лицо воеводы и разбил ему уста. Воистину «мечь их внидет в сердца их и луцы их сокрушатся». Мучители подумали, что какая-то неведомая волшебная сила помогает святым. По­срамленных своих начальников решили поддержать и неко­торые из слуг, они также стали уговаривать воинов принести жертвы богам. На что Кирион отвечал, что солдаты дружи­ны почитают Единого Бога, что они дерзают достойно со­вершить свой подвиг и, победив лесть, удостоиться царских венцов безсмертной жизни.
Лисий и Агриколай оказались в большой растерянности. Задумавшись о том, как далее поступить с дружиной, Лисий отправил их обратно в темницу, где воины продолжили псалмопение. «К тебе возведох очи наши, живущему на небеси! Се яко очи раб в руку господий своих... тако очи наши ко Господу Богу нашему, дондеже ущедрит ны». И после усердной молитвы воины вторично сподобились ободрения свыше: ночью они услышали глас Божий: «Веруяй в мя, аще и умрет, оживет (Ин. И, 25). Дерзайте и не бойтесь мук ма­ловременных, вскоре бо прейдут; мало потерпите, законно постраждите, да венцы приимите». Воины утешались слова­ми Божиими, они готовы были ко всему. Агриколай же уте­шался словами дьявола, нашептывающему воеводе: «Ты мой - подвизайся!». Таким Агриколай был виден святым - вот воевода, а рядом с ним в образе человека, держащего в пра­вой руке меч, а в левой змею - дьявол.
Мучители приказали связать сорок воинов и отвести к озеру, которое находилось недалеко от города. Была зима и дул сильный ветер при крепком морозе. Вечерело. Воинов на всю ночь, обнаженных, поставили посреди озера. Для смущения святых воинов на берегу озера была устроена ба­ня, манившая к себе осужденных терпеть лютый холод, и обещавшая быстрое избавление от него желающему выйти из озера и согреться, а тем самым дать согласие поклониться идолам. В тот час, когда ночной холод достиг крайней лю­тости, и тела святых оледенели, один из сорока не выдержал подвига и, отделясь от лика святых, побежал в баню. Но ед­ва он ступил на ее порог, едва ощутил тепло ее, как растаял и пал мертвый.
При виде всего этого святые обратились к Богу: «Еда в реках прогневаешися Господи; еда в реках ярость твоя; или в море устремление твое? Тот, который отделился от нас, пролился, как вода, и кости его рассыпались. Мы же не от­ступим от Тебя; оживи нас и мы будем призывать имя Твое. Ты, Которого хвалит вся тварь, Которого прославляют вели­кие рыбы и все бездны, огонь и град, снег и туман и бурный ветер, и Который ходил по морю, как по суху, и свирепые волны укротил мановением руки. Ты, Господи, и ныне Тот же. Ты, внявший мольбам Иакова, бежавшего от угроз брата своего Исава, явивший помощь Иосифу и от напасти его избавивший; услышавший Моисея и даровавший ему силу совершить в Египте чудеса пред фараоном и его прибли­женными, разделивший море и изведший народ Свой в пус­тыню; простиравший руку Твою по молитве святых апосто­лов Твоих на исцеление и на содеяние знамений и чудес именем Святого Сына Твоего Иисуса; Ты, Господи, услыши и нас: да не погубит нас пучина водная и да не поглотит
глубина, ибо обнищали мы весьма; помоги нам, Боже, Спа­сителю наш, ибо вот мы стоим в воде и ноги наши обагри­лись в крови нашей; облегчи тягость нашего бремени и лю­тость воздушную укроти, Господи Боже наш! На Тебя мы уповаем и да не постыдимся, но да разумеют все, что мы, к Тебе воззвав, спаслись».
Через некоторое время святых мучеников осиял свет лет­него солнца во время жатвы, холод рассеялся и согрелась вода. Стража вовсю спала, но не спал только один страж темничный. Он, слышав, как молятся мученики Богу, рассу­ждал: «Как же так случилось, что прибегший к бане растаял, словно воск от тепла, а прочие и при сильнейшем морозе остаются живы и невредимы». Он был поражен светом, оза­рившим святых мучеников. Желая рассмотреть, откуда ис­ходит столь необычное свечение, он взглянул наверх и уви­дел пресветлые венцы числом тридцать девять, которые сходили на головы страдальцев. Он стал размышлять, почему же нет сорокового венца, по числу воинов, приведенных на страдания, и понял, что бежавший в баню отвержен от лика святых, и потому не достает сорокового венца. Он не­медленно разбудил спавших сотоварищей-стражников, сбросил свои одежды и нагой на глазах у всех побежал в озеро, восклицая: «И я христианин!». Присоединившись к святым мученикам, он обратился к Богу: «Господи Боже! В Тебя я верую, в Которого и сии веруют; причти меня к числу их и сподоби пострадать с сими рабами Твоими; да буду и я, пройдя подвиг испытания, достоин Тебя». И стало опять совершенное число святых мучеников сорок; на место от­павшего заступил темничный страж, ставший святым вос­полнением четыредесятницы.
Почему так строго - сорок? Число сорок - 40 - почита­лось всегда как знаменательное, священное: 40 дней и ночей шел дождь при Ное и земля очистилась от допотопной люд­ской плотяности; 40 лет странствовали евреи в пустыне и только тогда вступили в землю обетованную; 40 дней и но­чей провел Моисей на Синае и получил скрижали закона; в 40-й день от рождения первенцы еврейские были посвящае­мы богу; 40 дней и ночей шел пророк Илия к горе Хориву и удостоился видения Господа в веянии тихого ветра; 40 дней и ночей постился Сам Господь Иисус Христос в пустыне; 40 дней пребывал Он на земле после Своего воскресения, явля­ясь ученикам Своим и говоря о Царствии Божием.
«Здесь свершилось то же, что было с апостолами: «Иуда пошел прочь, а на его место введен Матфий»: явился новый Павел, вчера дышавший гневом и прощением на учеников Христовых, а ныне благовествующий. И сей, как и оный уверовал в Господа Иисуса Христа, крещен в Него не дру­гим кем, но собственной верой, не в воде, но в крови своей» (Василий Великий. «Беседа на св. 40 мучеников»). Имя его было Аглаий.
Видя такое дивное восполнение лика сорока святых му­чеников, дьявол понял, что он побежден и посрамлен. При­нял он образ человека и рыдал во всеуслышание, взывая: «Увы мне! Побежден я сими мужами, для всех теперь я - смех и поношение! Не оказалось у меня ни друзей, ни слуг единодушных, чтобы отстоять мою победу! Что же, нако­нец, остается мне делать? Ничего более, как только распо­ложить сердца преданных мне князя и воеводы, - внушить им, чтобы сожжены были тела святых, и прах их брошен в реку, чтобы не осталось после них ничего, никаких остан­ков».
А сами святые мученики воспели хвалу Богу, чудесно восполнившему сорокачисленную дружину и посрамившему сатану.
И опять чудное явление пред мучителями мучеников живыми и невридимыми от морозной стужи наутро было объ­яснено волшебной силой и хитростью страстотерпцев. Му­чители еще больше удивились, когда увидели в озере стоя­щего с воинами темничного стражника. Узнав от остальных стражей, в чем дело, князь и воевода пришли в ярость и при­казали отвести мучеников в город и перебить им голени. Видя страдания воинов, мать одного из них, Мелитона, лю­бовно взирая на него и простирая руки к нему, ободряла и его, и друзей, и утешала: «Сын мой сладчайший, потерпи еще немного и будешь совершен; не бойся, чадо, се Христос предстоит, помогая тебе!» А воины, страдая от физической боли, но радуясь сердцем, взывали: «Душа наша яко птица избавися от сети ловящих: сеть сокрушися и мы избавлени быхом. Помощь наша во имя Господа, сотворшаго небо и землю».
И, произнеся «Аминь», все они предали души свои Богу. И только один из них, утешаемый матерью Мелитон, оста­вался еще жив, едва дышал. После этого мучители приказа­ли слугам переложить тела умерших на колесницы и отвезти их на сожжение. Юного Мелитона они оставили в живых, в надежде, что он оправится. Но благочестивая мать, видя своего сына одного, оставленного на месте мучения святых, отринула женскую слабость, воодушевилась мужеством и взвалила на свои хрупкие плечи сына и смело последовала за колесницами, на которых везли небрежно тела усопших мучеников. А когда и юный Мелитон испустил дух, радуясь о Господе, то матушка своими руками нежными возложила его на колесницу к телам сподвижников сына. При этом она произнесла слова, которые можно прочитать у Ефрема Си­рина в «Похвальном слове 40 мученикам»: «Успокойся, сын мой, ненадолго на колеснице; смешай кровь свою с досточестными кровьми; возляг на мгновение с ними, чтобы вместе же с ними достигнуть небесной обители. Иди с ними в огонь чувственный, чтобы с ними же выйти очищенным золотом. Знаю, от какой бури спаслись вы и в какую пристань стре­митесь. Знаю, что вы идете к Отцу Небесному... спешите занять страну, откуда бежали болезнь, печаль и воздыхание, где нет ни скорби, ни тления, ни грызущей зависти, ни злого врага. Почему и я, сын мой, не умерла вместе с вами? Поче­му и я не включена в это светлое торжество ваше и не могу им насладиться? Ужели потому, что я грешная и достойна слез и крайнего сожаления!.. Нет, не по этой причине я не иду с вами, а потому, что вы не требуете восполнения - вы стали для Бога одной четыредесятницею, по десяти и десяти призваны на пир Евангельский. Итак, сын мой, поелику удо­стоен ты такой славы, то помолись о мне Спасителю Христу, когда скажет Он вам: приидите, наследуйте Царство Мое, которое Я уготовал вам. Вспомни обо мне вместе с равночестными тебе и испроси мне награду у Отца светов, чтобы как плоть твоя на мне испустила дыхание, так на меня дох­нули щедроты Христовы, и как кровь твоя обагрила мое ру­бище, так оросило бы меня милосердие Господне, и как с тобою прошла я это одно поприще, так с тобой же достигла бы обители святых, чтобы и мне вместе с вами воспеть и сказать: «Несть свят, яко Господь и несть праведен, яко Бог наш». Он вознес рог верных рабов своих и посрамил врагов. Ему подобает слава вовеки».
И вот мучители устроили руками слуг своих огромный костер, тела мучеников сожгли. Костер сгорел, остались только кости. Но какова же бывает злоба людская! И на этом мучители не успокоились, разжигаемые дьяволом, они ре­шили избавиться от останков мучеников, чтобы благочести­вые христиане не подобрали кости святых и не распространили их по всему миру. Для этого святые мощи святых были брошены в реку на всеконечное погубление памяти страсто­терпцев. Но Господь распорядился по-другому. Он, «храня­щий все кости угодников Своих», не попустил ни одной час­тице мощей погибнуть в воде, все они сохранились в цело­сти. Прошло три дня. Святые явились епископу Севастии, блаженному Петру, и сказали ему, чтобы он ночью пришел к реке и вынес их из реки.
Блаженный Петр собрал благочестивых мужей из своего клира и темной ночью отправился с ними к реке. Их взорам предстало дивное диво: кости святых сияли в воде как звез­ды, и светлы были те места, где лежали и малейшие частицы их. Епископ с помощниками собрал все до единой косточки мучеников, положил их в честном месте. Так пострадавшие за Христа и от Него увенчанные, как светила сияют в мире: они веровали в Бога, Христа исповедали, Духу Святому не противоборствовали и от Святой Животворящей Троицы прославились, оставив воспоминание о своем подвиге для назидания во спасение всем верующим в Отца и Сына и Святого Духа.
Память святых 40 мучеников во всех древнейших меся­цесловах на востоке и западе относилась к кругу праздников и памятей святых наиболее чтимых. В этот день даже пост ослабляется, чтобы день этот (9/22 марта - всегда Великий Пост) сделать торжественным. 22 марта - день весеннего равноденствия, считается, что в этот день прилетают жаво­ронки. Поэтому в этот день сочетается торжественность ду­ховная и ослабление поста - пекут женщины в русских до­мах печенье «жаворонки». А еще день памяти 40 Севастий-ских мучеников любовно называют «Сороки», и печется другое печенье - птички «сороки».
Нет, не просто так память 40 мучеников Севастийских празднуется в день весеннего равноденствия. Сам Господь явил через это совпадение милость Свою и в духовном смысле, и в мирском. В духовном: в сердцах людей тает лед зимы душевной, и они согреваются от сознания величия подвига Севастийской дружины, а в мирском: в природе уходит в этот день лютая зима, приходит настоящая весна, а за ней и лето. И утром христиане в храме на службе поют: «Страстоносцы всечестнии, воины Христовы четыредесяте, твердии оружницы: сквозе бо огнь и воду проидосте, и анге­лом сограждане бысте. С ними же молитися Христу о иже верою хвалящих вас: слава давшему вам крепость, слава венчавшему вас, слава подавающему вами всем исцеления». А днем ребятишки выбегали с печеными птичками на улицу, подбрасывали кверху и выкрикивали:
Ой, босла, Боже,
Да весну красну кликати
На теплые лета.
На густые жита.
Да на яру пшеницу,
Да на зелены конопли!
Пострадали мученики в 320 г., а в 323 г. Константин стал единодержавным императором во всей Римской империи. В сентябре 324 г., потерпев ряд поражений от Константина, Ликиний в торжественной обстановке сложил с себя пур­пурную мантию и пал к ногам Константина. Он отправился в ссылку в Фессалоники, где был убит. Так закончил свои дни мучитель достойных людей. А мы повторяем: «Дивен Бог во святых своих!»

Комментариев нет: