ХРАМ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ, ДолгопрудныйГосподи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас грешных!

Храм Преображения Господня, Долгопрудный

суббота, 15 марта 2008 г.

Крещение Руси и награды России

Щеголева Надежда
Святая Русь… Православная Россия… Помним ли мы, каковы наши корни? Сколько нам, православным, лет? Оказывается, православие еще издревле было распространено на Руси, до князя Владимира. Христианство на земле, которая впоследствии стала называться Россией, начал проповедовать апостол Андрей Первозванный. “Первозванный” потому, что первым последовал за Христом. После сошествия Святаго Духа на апостолов Св. Андрей отправился с проповедью Слова Божия в восточные страны. Он прошел Малую Азию, Фракию, Македонию, дошел до Дуная, прошел побережье Черного моря, Крым, Причерноморье и по Днепру поднялся до места, где теперь стоит Киев. Здесь он остановился у Киевских гор на ночлег. Встав утром, он сказал своим ученикам: “Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия; великий город будет здесь, и Господь воздвигнет там много церквей и просветит святым крещением всю Российскую землю”. Апостол поднялся на горы, благословил их и водрузил крест, предвозвещая принятие народом, обитавшим здесь, веры от своей Апостольской кафедры, основанной в Византии. Дальнейший путь апостола лежал через Новгород на Балтику и далее вокруг Европы в Рим…Рассказы о крещениях отдельных групп населения Руси (во время Аскольда и Дира, Кирилла и Мефодия – словенских учителей, создателей славянской грамоты) показывают, что христианство постепенно (медленно, но верно) входило в жизнь древнерусского общества. В истории русской церкви 862 год считается началом этой самой русской церкви с епископом во главе. Но началу этому не было обеспечено мирного благополучного развития. Киевские династы брали решительный верх над землями, населенными русскими славянами, и укрепляли свою власть под знаменем язычества. Под этим же знаменем они вели и свои грабительские набеги на Византию. Пришедший из Новгорода и убивший Аскольда и Дира Олег (882-912) был активным врагом проникшего в Русь и даже организованного в епископию греческого христианства. Христианство ушло “в подполье”. Так новорожденная маленькая русская церковь еще в своей исторической колыбели уподобилась гонимой церкви первохристианской. Но культура всегда сильнее варварства. Постепенно варяго-русские варвары в своих отношениях с Византией развивали единственно разумную сторону своих набегов – торговую. На этом фоне совершилось неизбежное усвоение варварами высшей христианской религии.В нашей летописи имеются тексты договоров Олега с греками 907 и 911гг. (после его походов на Византию), они на русско-славянском языке. Это значит, что запрещенная в своем открытом существовании именно Олегом новорожденная русская церковь, лишенная даже епископского возглавления, в течение 50 лет со времени ее создания славянскими апостолами (Кириллом и Мефодием), уже культурно завоевала весь русский народ, и его государственную верхушку. Хотя большинство имен представителей Олегова войска, подписавших договоры, звучат не по-славянски и безграмотны, но государственным языком и разговорным и письменным уже является литературный язык, подаренный русскому народу в 861-862 гг. святыми Солунскими братьями. Здесь явно видна духовная власть церкви над русской культурой, начавшей активное свое развитие. Варяги ославянивались, язычники охристианивались, варвары цивилизовывались. Олег еще не понимал, что его игра в язычество безнадежна.С установлением славянской письменности и русского языка как языка государственного, несмотря на официальное язычество правительственной верхушки, весь чтомый и просветительный, и школьный материал неудержимо, вместе с обучением чтению и письму, притекал из родственной христианской Болгарии, сближение с которой у Киевских князей все возрастало. Эта связь с православной, родственной по языку Болгарией в значительной степени объясняет развитие христианства в широкой низовой народной массе, естественно увеличивающей число крещеных в войске, и даже в командующем классе, и в грамотных слоях, служивших писарями в правительственном аппарате. Это разрастание христианства, параллельное усилению грамотности, ярко проявилось в княжение Игоря (912-945 гг.).За это время очень повысился уровень грамотности и количество христиан в правящем классе. Текст договора с Византией от 944 г. написан так, что вершителями всего дела являются христиане, как представители государственности и грамотности, а язычники упоминаются на втором месте с оттенком некоторого пренебрежения, как невежды. А русская миссия, христианизируя русский народ, истолковывала его простонародные верования в библейско-христианском смысле, в частности приравнивая образ пророка Илии к традиционному образу Перуна (бога-громовержца). Поэтому принесение в данном случае клятвы-ручательства в конце договора послами-христианами в Ильинской церкви облегчало понимание этого акта для языческой группы русских, клявшейся именем Перуна.Таким образом, христианство при Игоре уже не гонимо и фактически, благодаря своей грамотности, даже занимает передовое место. Активным спутником этого процесса христианизации является выдающаяся по своему государственному уму супруга рано погибшего Игоря – княгиня Ольга (945-969 гг.). Принятие христианства стало делом всей ее жизни. “Господь избрал ее как честный сосуд для пресвятого имени Своего, да пронесет она его в земле Русской. Он возжег в сердце ее зарю истинного Бога”. Были и другие причины, подвигнувшие княгиню к принятию христианства. Прежде всех правителей Руси Ольга поняла, что именно приобщение к новой вере способно ввести ее страну как равную в семью христианских государств, без войн повысить международный престиж Руси.Все прежние Киевские князья совершали успешные походы на Византию. Ольга же победила византийцев не силою оружия, а обаянием и острым умом. Недаром в русской истории она имеет прозвище “Мудрая”. Со свитой из знатных женщин, в окружении русских послов и купцов княгиня отправилась в Царьград. Чиновники императора Константина Багрянородного вначале вели себя высокомерно по отношению к гостям. Их долго продержали в гавани, а когда пригласили на прием во дворец, то встретили Ольгу без особого почета, расположили среди знатных гречанок. Княгиня промолчала, но вскоре использовала это унизительное положение: когда все гречанки пали перед вышедшей императрицей ниц, Ольга только слегка поклонилась. Император, описавший для потомков прием Ольги, понял свою ошибку. В последующем он лично беседовал с княгиней и приглашал ее обедать за столом со своим семейством.Византия была богата и образованна. Ее столица пленила воображение Ольги и ее спутников. Богослужения в храмах оставляли глубокое впечатление. И княгиня принимает православную христианскую веру. Таинство крещения совершил над ней патриарх Константинопольский Феофилакт (933-956 гг.), а восприемником был сам император Константин, оставивший в своем сочинении “О церемониях византийского двора” подробное описание церемоний во время пребывания Ольги в Царьграде. Патриарх благословил русскую княгиню. Крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего Древа Господня. На кресте была надпись: “Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня”.Возвратилась Ольга на Русь первой правительницей, отказавшейся от язычества и принявшей христианскую веру. В Киев она привезла иконы, богослужебные книги – началось ее апостольское служение. Ольга воздвигла храм во имя святителя Николая над могилой Аскольда – первого Киевского князя – христианина и многих киевлян обратила ко Христу. С проповедью веры отправилась княгиня на север. В Киевских и Псковских землях, в отдаленных весях, на перекрестках дорог воздвигала кресты, уничтожая языческие идолы. Т. е. христианство на Руси при Ольге еще не стало господствующей религией, но оно постепенно утверждалось при содействии и под покровительством благочестивой княгини.Святая Ольга положила начало особенного почитания на Руси Пресвятой Троицы. Таинственными путями духовного преемства через четыре столетия это почитание передано было преподобному Сергию Радонежскому.Но апостольские труды княгини встречали как тайное, так и открытое сопротивление язычников. Среди бояр и дружинников в Киеве нашлось немало людей, которые, по словам летописцев, “возненавидели премудрость”, как и святую Ольгу, строившую Ей храмы. Ревнители языческой старины все смелее поднимали голову, с надеждой взирая на подрастающего Святослава, решительно отклонившего уговоры матери принять христианство. Он, не слушая матери, жил по языческим обычаям. “Как приму я веру новую? – отвечал он на просьбы матери. – Станет дружина моя насмехаться надо мною!” Но тому, кто хотел креститься , Святослав не возбранял.А русские гордились своей княгиней и славили ее мудрость. Например, не желая, чтобы нарождавшееся христианство слишком зависело от Константинополя, княгиня направила послов к королю Германии Оттону I с просьбой прислать епископа и священников в Киев. Германцы были польщены таким приглашением. Но прибывшие на Русь в 961 г., они вынуждены были уже наследующий год уехать назад, “не успев ни с чем”: русичи не приняли германских проповедей. На обратном пути некоторые священники даже были убиты. Сам епископ “с трудом спасся”.Языческая реакция проявилась столь сильно, что пострадали не только немецкие миссионеры, но и некоторые из киевских христиан, крестившихся вместе с Ольгой. По приказу Святослава был убит племянник Ольги Глеб и разрушены некоторые храмы. Но все же Ольга, несмотря на споры с сыном, продолжала горячо любить его. И хотя она предоставила правление Святославу, с ней по-прежнему считались, к ее опыту и мудрости неизменно обращались во всех важных случаях. А она денно и нощно молилась за сына и за всех людей русских, прося у Господа просветить русскую землю святым крещением и обратить ее к истинной вере. Она управляла государством, когда Святослав отлучался из Киева. Утешением для нее были славные военные победы русского воинства. Святослав разгромил давнего врага Русского государства – Хазарский каганат, навсегда сокрушив могущество иудейских правителей Приазовья и нижнего Поволжья. Следующий удар был нанесен Волжской Болгарии, потом пришел черед Дунайской Болгарии. Святослав и его воины олицетворяли богатырский дух языческой Руси, он мечтал о создании огромной Русской державы от Дуная до Волги, которая объединяла бы Русь и другие славянские народы. Святая Ольга понимала, что при всем мужестве и отваге русских дружин им не справиться с древней империей ромеев, которая не допустит усиления языческой Руси.Перед смертью Ольга просила Святослава похоронить ее по христианским, а не языческим обычаям, что он и выполнил из любви к матери, хотя и не веровал в Бога. Прозирая будущее, Ольга неоднократно предсказывала, что Бог просветит людей земли Русской и многие из них будут великие святые.В отсутствие Святослава, старший сын его Ярополк, воспитываемый бабкой Ольгой, слагался в князя-христианина и будущего крестителя народа. Все этому способствовало. Даже брак на гречанке-христианке, которую Святослав в качестве балканской пленницы послал как достойную невесту в Киев сыну Ярополку. Соединенное влияние Ольги и жены-гречанки ставило на очередь вопрос о крещении Ярополка, о чем уже и шли слухи в Европе и в Риме. Особенно, когда из своих авантюр на Балканах Святослав не вернулся. Так сбылось пророчество Ольги о злой кончине сына, который был убит печенежским князем Курей: он отсек голову Святославу и из черепа сделал себе чашу, оковал золотом и во время пиров пил из нее.С этого года Ярополк, старший сын Святослава, стал полноправным князем Киевским (972-980 гг.). Но он не устоял против младшего (средний, Олег, погиб в войне с Ярополком) брата Владимира, рвавшегося к власти, и предательски был убит. Владимир завладел и троном и женой убитого Ярополка. Началось неистовство языческой реакции. Правительство Владимира, в расчете на сочувствие народных масс, решило организовать традиционные культы богам отчасти варяжским, а в большей части местным славянским и финским. По словам Летописи, “нача княжити Володимир в Киеве един. И постави кумиры на холму вне Двора теремного: Перуна древяна, а главу его сребрену, а ус злат. И Хорса, Дажь-бога, и Стрибога, и Симарьгла, и Мокошь. И жряху им, наричуще я боги. И привожаху сыны своя и дщери. И жряху бесом и оскверняху землю требами своими. И осквернися кровьми земля Руска и холм тот”. Как ни редка была практика человеческих жертвоприношений, но правительство Владимира сочло нужным навинтить толпу и на эту жестокость.Так в 983 г. после удачного похода на ятвягов князь Владимир решил возблагодарить Перуна жертвой, которая по жребию обагрялась человеческой кровью. Жребий пал на христианского мальчика Иоанна, отец которого, Феодор, отказался отдать единственного сына. Погибший от рук разъяренной толпы первый русский мученик перед смертью сказал: “У вас не боги, а дерево, нынче есть, а завтра сгниют… Бог один, Который сотворил небо и землю, звезды и луну, и солнце, и человека”. Этот случай произвел сильное впечатление на князя Владимира. Он, благодаря первым своим победам казавшийся себе великим, вдруг оказался маленьким. Его подлинное, не мнимое величие доказано тем, что он это свое заблуждение способен был понять и принять.В 986 г., по словам летописца, великий князь Владимир всерьез задумался о новой государственной вере. Весть об этом разлетелась по миру, и три великие религии – ислам, христианство (католичество и православие) и иудаизм – заспорили у престола киевского. Может быть, летописный рассказ о выборе Владимиром веры – только художественный образ, но в основе его лежат сомнения, которые действительно должен был разрешить великий князь.Представители ислама рассказали князю о своем религиозном законе, но Владимир тут отверг его: не подходит нам ваша вера. Запрещающая есть свинину и пить вино, ибо “Руси есть веселие пить, не можем без того быть”. А рай мусульманский, в котором праведникам обещано по 70 красивых жен, вообще для Владимира мелковат был: к зрелым годам князь имел пять жен и 800 наложниц. А согласиться на запрет пить вино князь не мог потому, что питие входило в ритуал общения с дружиной, совместной трапезы. Откажись от этого князь, и он мог бы потерять своих верных воинов.С католиками Владимир вообще не захотел вести переговоры, сославшись на безрезультатность предыдущих встреч, в том числе при его бабушке Ольге.И иудеев, рассеянных по всему миру, нашел князь недостатки, с которыми не могли бы смириться русичи. “Как же вы иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны? – укорил их Владимир. – Или и нам того же хотите?”Много общего видел князь в законах мусульман, иудеев и католиков, где церковная власть была выше государственной. Другое дело христианство восточное, православное. Там – четыре патриарха, из которых и самый главный, Константинопольский, служил византийскому императору, почитая власть царскую выше своей, признавая ее священной защитницей и покровительницей благочестия.Выбор Владимира был нелегок. К тому же послы его, отправленные посмотреть, у кого волхвование с богами торжественней и внушительней, вернувшись в Киев рассказывали, что нет на земле зрелища красивее, чем Литургия – главное христианской церковное богослужение – в православном храме Константинополя. “Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького, так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве”, - заявили послы. “Да что еще обсуждать, - сказали бояре Владимиру. –Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабушка твоя Ольга, а она была мудрейшей из людей!”Возникает вопрос, как Владимир – неистовый фанатик, вдруг становится апатичным искателем вер? И не сам лично исследует их, а посылает в разные страны своих послов? Оценка Владимира различных вер и культов носит былинно-сказочный характер. Но в этом фольклоре преломляется тот сложный факт, что таинственный и центральный пункт обращения самого Владимира ко Христу не мог повлечь для него, как мудрого правителя, большого и сложного вопроса: как, после всего периода его языческого безумия, ему наиболее целесообразно перевести в эту, еще вчера гонимую им веру, весь свой народ? Тут получают смысл и сложные разведки, и переговоры, и посольства. Владимир как бы говорит своей дружине: “Я убежден; идите, посмотрите собственными глазами, расследуйте и убедитесь вы”. Князь сам мирно обратясь к греческой вере, дал срок своей дружине так же мирно, изучив разные веры, согласиться с Владимиром, что лучшая из них – греческая.И решил князь с дружиной, что веру православную надо завоевать. Так был задуман военный поход на Корсунь (Херсон). Захватив его, тотчас послал князь двум братьям–императорам византийским Василию и Константину требование отдать за него замуж их сестру Анну. Они поставили условие ему: креститься. Владимир передал через послов ответ, что он крестится, потому что люба ему их вера и богослужение.Услыхав такие слова, стали императоры уговаривать сестру выйти замуж за великого князя русского. Анне пришлось соглашаться – Русь была сильна. Когда блаженная Анна прибыла с духовенством в Корсунь, князь внезапно ослеп, однако немедленно крестившись по совету будущей жены, исцелился. Примеру князя последовала и дружина. С богатой добычей и славой вернулся князь из похода, везя с собой священников корсунских, святые мощи, иконы и сосуды церковные. А город отдал обратно грекам в качестве “вена” – обычного на Руси выкупа за невесту.Вернувшись в Киев, Владимир приказал уничтожить идолов. Деревянных порубали топорами, а каменных раскололи на куски. Перуна привязали к конскому хвосту и поволокли в реку. Князь приказал, чтобы по пути его колотили палками, а, сбросивши в Днепр, шестами не давали пристать к берегу. Но многие люди, верные старому богу, плакали и кричали: “Встань, боже!” Затем послал Владимир по всему городу сказать: “Если не придет кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб – будет мне врагом”, Когда народ собрался, все вошли в воду, кто по шею, кто по пояс, а младенцев взрослые держали на руках. На берегу стояли священники и совершали Святое Таинство Крещения. Было это в 988 году от Рождества Христова.Крестившись, князь Владимир благодатно изменился. Нечестие заменилось на благочестие, и в сердце святого князя на место злых страстей вселились Христовы заповеди. Во множестве призванные им из Греции архиереи, священники и клирики при его поддержке распространяли и укрепляли по всей Руси веру Христову. Понадобились школы, так как для распространения религии нужны были грамотные люди. И указал князь собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное.Потребовались века, чтобы христианство укрепилось на Руси. Первый присланный из Константинополя митрополит Михаил действовал осторожно. Он проповедовал и крестил народ, не трогая капищ языческих. По Днепру он дошел до великого Новгорода, где поставил церковь Преображения. Затем двинулся на Восток, до самого Ростова, проповедовал на Верхней Волге и Оке.После Михаила прибыл новый митрополит Леон. Он был разгневан, что в Великом Новгороде остались идолы. Послал епископа с воеводами крестить северные племена заново. Всполошились новгородцы, не думали, что из-за веры будет пролита кровь. А киевская дружина Добрыни (дяди Владимира) и ростовский полк тысяцкого Путяты ворвались в город, рубили несогласных людей и поджигали дома непокорных. Идолов сокрушили. Сопротивлявшихся крещению силой тащили к реке. Эти события в Новгороде отразились в поговорке: “Путята крестил мечом, а Добрыня огнем”.Легко разрушить и запретить. Но нелегко искоренить то, чем люди жили веками. Так случилось со многими языческими обрядами. Как не стремилось духовенство истребить народные гуляния, музыку и пение нецерковное – не получалось. Хороводы, игры на реках у костров, гадания уничтожить было невозможно. Тогда языческие обряды стали использоваться священнослужителями для привлечения людей к православной вере. Поэтому часто раньше христианство усваивалось народом постольку, поскольку оно вбирало в себя русские традиции. Перуна заменил скачущий по небу в огненной колеснице Илья-пророк, Велеса – народный заступник святой Николай. Новогодние святки языческие стали праздноваться в связи с Рождеством Христовым и Крещением. Масленицу с трудом перенесли за пределы Великого Поста. Славление Ярилы, божества плодородия – Троицын День (День рождения Церкви на земле), праздник Купалы – совместили с рождеством Иоанна Крестителя и т. д.Христианство утверждалось на Руси долго и с трудом. Через 50 лет после Владимира даже большие города (Ростов, Муром) оставались в основном языческими, а в деревне – вера вообще была редкостью. Только мирный нрав язычников уберегал христиан от побоев. Но в некоторых землях язычников притесняли настолько, что народ восстал против христиан. Огромная территория, глубокая языческая вера, немногочисленность священнослужителей и т. п. Препятствовали русичам в одночасье перейти к новой вере. Христианство в Русских землях утвердилось чуть более за 100 лет. В то время, как Норвегии и Швеции, крестившимся почти одновременно с Русью, потребовалось на это 150 и 250 лет соответственно.Что же дало православное христианство языческой Руси?Во-первых, принятие христианства выводило Русь из числа варварских стран и ставило ее в один ряд с более цивилизованными под влиянием культурного наследия римской империи и Византии народами Европы.Во-вторых, заметно усилилась княжеская власть, ибо ее происхождение прочно увязывалось с Божьей волей. “Нет власти не от Бога”, - учило духовенство. Церковь требовала от князя высокой ответственности за правление, а от народа – безоговорочного ему повиновения.В-третьих, единая религия укрепила объединение восточнославянских и финно-угорских племен в мощную державу.В-четвертых, христианство, проповедовавшее милосердие, отменяло жертвоприношения, убийства людей на тризнах и другие языческие обычаиВ-пятых, распространение православия нуждалось в грамотных людях, а следовательно, в появлении азбуки. Письменности, книг, школ. Т. е. тут образовался замкнутый круг: распространение грамотности сопровождалось распространением христианства, а христианство развивало процесс распространения славянской грамоты, которую дали славянам Кирилл и Мефодий.В-шестых, в русскую культуру вливались новые творческие направления: каменное строительство, живопись, иконография и т. д.Принятие христианства затронуло многие стороны жизни русичей, и не только политического или духовного характера. Византийцы, например, привезли на Русь новые овощные культуры и научили их выращивать.Таким образом, выгода для русичей от общения с греками еще более возросла, польза увеличилась. Но что главнее: искусство, ремесло, торговля? Всё. А по словам историка С. М. Соловьева, вся эта выгода “была ничто в сравнении с тем сокровищем, какое русские нашли у греков и взяли себе: этим сокровищем была истинная вера, христианская. Православная”,Новая религия стала опорой государственной власти на Руси. В самые тяжкие времена единая вера спасала государство Русское: заставляла его раздробленные земли тянутся друг к другу, сплачивая народ в единую мощную силу для отражения многочисленных врагов.А Владимира народ прозвал Красным Солнышком. Когда он умер, бояре плакали о нем как о заступнике и кормителе. Как креститель Руси князь Владимир был объявлен Церковью святым равноапостольным (как и Ольга), ибо подвиг князя Владимира вполне соизмерим с апостольским. Помня заслуги Владимира и как крестителяРуси, и как полководца, и как государственного мужа, много сделавшего для объединения и укрепления единого древнерусского государства, в 1782 г. Екатерина II учредила новый российский орден Святого Владимира, которым награждались и за военные заслуги, и за гражданские.А Андрей Первозванный, пройдя многие страны, утверждая христиан и поставляя им епископов, достиг Ахайского города Патры. В этом греческом городе язычники распяли Андрея на кресте особой формы, на подобие буквы Х, который стал называться Андреевским крестом. А в 1699 г. царь Петр I учредил кормовой флаг кораблей Военно-Морского Флота России, который с 1865 г. представлял из себя белое полотнище с диагональным (каким был крест, на котором распяли Андрея Первозванного) голубым крестом. В том же году был учрежден и орден Св. Андрея Первозванного, на котором была надпись “За веру и верность”, подчеркивающая заслуги за которые вручалась эта награда. Как правило, кавалерами этого ордена были люди или военные, или гражданские. Но Павел I начал жаловать орденами, в том числе и орденом Андрея Первозванного, лиц духовного звания. Первым таким Андреевским кавалером стал в ноябре 1796 г. митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил. В 1998 г. Указом Президента России орден Святого апостола Андрея Первозванного был восстановлен. Орден является высшей государственной наградой России. По краям креста (такую форму имеет орден) находятся буквы: S, A, P, R – начальные буквы латинских слов: Sanctus Andreas Patronus Russiae, что значит: Святой Андрей Покровитель России. Девиз остался прежним: “За веру и верность”.Еще раньше, в 1988 г. Священный Синод учредил высшую награду Церкви, которой стал также орден Святого апостола Андрея Первозванного с алмазной звездой, на которой написано “Аз есмь свет миру”. На том же заседании Синода был учрежден и орден Святой равноапостольной великой княгини Российской Ольги.Таким образом и церковные власти, и светские еще раз доказали свою любовь, почитание к святым, которые так много сделали для нашей матушки-России. Дальнейшее развитие России, ее наградной системы, отражающей имена многих святых, будет сопряжено с важнейшими событиями, которые предстоит пройти нашей стране в ближайшее время и в более отдаленном будущем. Так будем с Верой, Надеждой и Любовью уповать на то, что в третьем тысячелетии страна наша вновь обретет издавна принадлежащее ей почетное и достойное место среди народов Земли и что земные награды будут достойным образом и подобием великой награды, ожидающей людей возрождающих Россию и ее святость, в Царствии Небесном.

Комментариев нет: