Щеголева Надежда
Бог создал людей, как и ангелов, для того, чтобы они любили Бога и друг друга и наслаждались великой радостью жизни в любви Божией, от непосредственного общения с Богом. Как и ангелам, Господь дал людям полную свободу: любить Его или не любить, ведь без свободы не может быть любви. Но первые люди совершили грехопадение. И человек изгнан из рая, но в утешение дано обетование о пришествии Спасителя мира, Который родится от Девы, победит дьявола и спасет людей, но Сам пострадает.
Многие, которым тяжко, спрашивают себя: для чего я родился, зачем вообще рождается человек на земле, ведь не для того же, чтобы мучиться и страдать? Нет, задача человека соединиться с Богом. Если человек хочет быть достойным чадом Божиим, он всю жизнь свою и все труды свои положит, чтобы стать им.
Христианство произвело многие виды подвижничества, с помощью которых христианин нравственно может возвыситься до возможной степени совершенства. Одним из таких видов подвижничества является юродство Христа ради. Ради Христа и своих ближних юродивые отрешались от всего лучшего, что есть в природе человека. Эти подвижники отказывались в этой мирской жизни от всего: от удобств, почести и блага, и от кровного родства. Но самое главное – они при полном внутреннем самосознании отказывались от того, что отличает человека от всех остальных живых существ: они отказывались от разума, принимая добровольно на себя вид безумного. Непрестанно обращаясь духовными очами к Богу, к Его любви, горя ее духом, юродивые как древние пророки, ревнители славы Божией, не стеснялись говорить правду открыто и прямо в глаза сильным мира сего.
Юродивые часто вращались в самых низких кругах общества среди людей порочных, погибших в общественном мнении (но не погибших для Бога, имеющих шанс в этой жизни измениться к лучшему) с целью исправить их и спасти. И многих из этих отверженных они с помощью Божией отвратили от дальнейшего падения и возвратили на путь добра и любви. Имея дар предсказывать будущее, несущие подвиг юродства своими молитвами часто избавляли находившихся рядом с ними людей от грозящих им бедствий, даже отвращали гнев Божий от современников, поносящих и презирающих их.
Пища, одежда, жилище не были для них необходимой жизненной принадлежностью. По несколько дней не вкушали пищи, а кушали только тогда и то, что им подавали люди благочестивые, а от людей прочих они не принимали, или передавали другим. Одежда была ветхой, а иногда и эту ветхость они снимали, открывая свою наготу…
Подвиг юродства принимали на себя люди, уже утвердившиеся в духовных подвигах, испытанные в духовной мудрости. Почти все юродивые Востока и некоторые из них на Руси были иноками. Юродство представляется как бы некоей воинской хитростью против демонов.
Благочестивое христианское чувство всегда видело и почитало в юродивых ревнителей благочестия. Их странными речами и поступками не только не соблазнялись, но видели в них особенный, таинственно-пророческий смысл. Память о них, как великих угодниках Божиих, тайных молитвенниках за грешный мир, переходила из рода в род, из поколения в поколение.
Особо почитаемо было юродство на Руси. Ни одна страна не может представить такого обилия юродивых и примеров такого необыкновенного уважения к ним, как Россия.
Юродство Христа ради у нас на Руси – по преимуществу народный подвиг, или особенно любимый народом. Простой народ питал к юродивым особенное доверие, потому что они по большей части были выходцами из него. Нередко они были обличителями нечестивых, утешителями и защитниками несчастных, без вины пострадавших. Народ почитал юродивых как истинных выразителей нравственного совершенства.
Уже в XVI в. на земле Русской было много храмов, где почивали мощи прославленных Церковью юродивых. Новгород славил Николая Кочанова и Феодора, Михаила Клопского и Иакова Боровицкого, Устюг – Прокопия и Иоанна, Ростов – Исидора, Москва – Максима и Василия Блаженного, Калуга – Лаврентия, Псков – Николу Салоса.
К числу лиц, истинно юродивых Христа ради, полностью посвятивших всю свою жизнь и труды Богу, принадлежит глубоко чтимая подвижница XVIII в. Ксения Григорьевна Петрова, почивающая на Смоленском кладбище в Петербурге.
Ксению Петебургскую выделяло огромное прижизненное почитание, и еще большее – посмертное, которым окружил народ «странницу Петрова града». На то была Божия воля.
Память народная не сохранила ни точной даты рождения Ксении, ни того, кто были ее родители, ни то, какого она была образования. Зато люди точно помнят причину, которая послужила Ксении для принятия на себя подвига юродства Христа ради. Ксения Григорьевна была замужем за Андреем Федоровичем Петровым, состоявшем в ранге полковника и служившим придворным певчим. Она ничем не выделялась от других, современных ей женщин, не имела никаких особых заслуг ни перед Церковью, ни перед родиной. И вот неожиданно (для нас, людей, но не для Бога) умирает горячо любимый Ксенией муж, умирает, не успев перед смертью ни исповедаться, ни причаститься Святых Христовых Таин. Эта смерть тяжело поразила Ксению Григорьевну, так повлияла на 26-летнюю бездетную женщину, что она забыла все земное, человеческое, все радости и утехи. Родные думали, что она поскорбит-поскорбит, да и опять выйдет замуж. Но ее сердце жаждало только одного – послужить Богу. Она просила Его о вразумлении, как жить дальше. И тогда в сонном видении увидела преподобную Марию Египетскую, которая возвестила ей о благословении свыше на подвиг юродства Христа ради. Ведь самочинно, без благодатной помощи свыше нести этот подвиг невозможно.
После похорон мужа Ксения оделась в одежды своего мужа, уверяя, что муж ее не умер, а умерла супруга его Ксения Григорьевна, просила называть себя Андреем Федоровичем. Она говорила родственникам и знакомым: «Андрей Федорович не умер, но воплотился в меня, Ксению, которая давно умерла».
Родные посчитали, что от большого горя Ксения лишилась рассудка. Особенно после того, как она раздала свое имущество бедным, а дом подарила своей знакомой Параскеве Антоновой. Они даже жаловались начальству Андрея Федоровича, просили запретить Ксении бездумно раздавать свое имущество. Начальство вызвало Ксению к себе, но из разговора с ней вполне убедилось, что Ксения совершенно здорова, а потому имеет полное право распоряжаться всем, как ей угодно.
Так Ксения изменилась внешне, а в душе ее творился внутренний переворот, происходило полное перерождение плотской женщины в женщину духовную. Смерть горячо любимого мужа, на котором была сосредоточена вся цель и вся жизнь Ксении, показала ей, как непрочно и суетно земное счастье. Так вот, отказавшись даже от своего женского одеяния, своего имени, Ксения осталась ни с чем, чтобы уже ничто не могло ей послужить препятствием к достижению истинного счастья на небе, в Боге. Она никогда потом не отзывалась на имя Ксении, а только когда ее звали Андреем Федоровичем. А тем, кто звал ее по ее имени, она говаривала: «Ну какое вам дело до покойной Ксении, она вам худого не сделала!»
Бывало, что злые люди и особенно мальчишки на улицах глумились и смеялись над блаженной. Но она переносила все с ангельской кротостью и смирением, неся в сердце образ Страдальца Христа, безропотно сносившего и поругания, и оплевания, и распятие, и смерть. Так и продолжала она и летом, и в стужу скитаться по улицам города. Только однажды видели жители Петербурга Ксению в гневе. Мальчишки, потешаясь над ней, стали бросаться грязью, видя, как безропотно она терпит насмешки. Тогда и у блаженной, по всей видимости, не хватило терпения, и она как ураган бросилась вслед мальчишкам, грозя им палкой, бывшей всегда при ней. Жители Петербургской стороны, увидев Ксению в страшном гневе, пришли в ужас от поступка злых детей и приняли меры, чтобы Ксению никто не обижал.
Постепенно к странностям блаженной стали привыкать, понимая, что эта женщина особенная, а не просто побирушка, пытались ей хоть как-то помочь в ее странствиях и скитаниях по улицам большого города. Милостыню она брала не у каждого, а лишь от добрых и благочестивых людей. Брала всегда копейку и тут же отдавала нищим. Заходила не в каждый дом, куда приглашали. А приглашали ее часто, т. к. заметили, что в домах, где хоть сколько-то побывала Ксения, воцарялись мир, порядок и радость.
Одежда мужа со временем истлела, и Ксения стала одеваться зимой и летом в лохмотья, на босых ногах, распухших от мороза, носила рваные башмаки. Ей предлагали и теплую одежду, и обувь, и деньги, но Ксения не соглашалась. Она всегда одевалась в красную кофту и зеленую юбку, либо, наоборот, в зеленую кофту и красную юбку. Такой ее и запомнили люди.
Бродя в таком странном виде по грязным немощеным улицам Петербурга, Ксения иногда заходила к своим знакомым в гости, беседовала с ними, обедала и вновь уходила странствовать, кого-то утешая, кого-то предупреждая о чем-то, кому-то грозя. И никто не знал, где и как проводит холодные ночи блаженная. Этим заинтересовались не только жители Петербургской стороны, где по большей части времени бродила Ксения, но и местная полиция, которой показалось даже подозрительным, что никому неизвестно местопребывание Ксении ночью: ведь где-то же должен человек ночью отдыхать, а Ксения ходила в гости только к знакомым и только днем, да и то редко. За Ксенией проследили и выяснили, что каждую ночь в любое время года, в любую погоду блаженная уходит в открытое поле за городом и до восхода солнца коленопреклоненно молиться, кладя поклоны на все четыре стороны света.
Был и такой случай: рабочие, возводившие каменную церковь на Смоленском кладбище, стали замечать, что опять же ночью в их отсутствие кто-то поднимает наверх целые горы кирпича, который оставалось только укладывать в стены. Они так же проследили, кто бы это мог быть, какой незримый помощник делает с ними общее дело, но в их отсутствие? И выяснилось, что это блаженная Ксения неутомимо трудиться во славу Божию. А сколько таких невидимых неутомимых подвигов совершила Ксения? Ведь внутреннее делание, духовная жизнь человека, как правило, остается для многих скрытой. Об этом знает только сам человек-труженик и Бог, благословивший его на какой-либо подвиг.
Один Он знает, как могла хрупкая полунагая женщина в возрасте выдержать дожди и морозы жесткого климата Петербурга, его пронизывающие ветры. Это мог выдержать человек с недюжинным здоровьем или с сильным духовным даром. За 45 лет подобной жизни Ксения несомненно достигла таких высот духовного совершенства, такой силы веры, при которой вся жизнь становится непрестанным чудом по благодати Божией. Блаженная Ксения имела такую веру, при которой можно выдержать все: и насмешки, и искушения, и помыслы, и непогоду (что такое непогода по сравнению с духовной бранью?!). Великим смирением, подвигом духовной и телесной нищеты, любви к ближним и молитвой, полным самоотречением стяжала она благодатный дар прозорливости. Видя тайны человеческих сердец, она предсказывала будущее, исцеляла больных, особенно детей, направляла на путь исправления заблудших. Она старалась сказать каждому страждущему то, что было необходимо именно ему, именно для его спасения – одним ласково, жалеюче, иным строго, даже грозно.
Однажды, зайдя к молодой купчихе Крапивиной, предвидя ее смерть и желая предупредить о необходимости должного христианского приготовления к смерти, блаженная, уходя, между прочим, как бы невзначай произнесла: «Вот зелена крапива, а скоро, скоро завянет». Слышавшие эти слова гости Крапивиной не придали им большого значения, но когда женщина внезапно скончалась, вспомнили слова блаженной и были потрясены и поражены.
Известен случай, когда Ксения заботилась о судьбе еще не родившегося младенца. Пришла она как-то к своей давней знакомой, которой продала дом. Параскеве Антоновой и говорит: «Вот ты сидишь и чулки штопаешь, а не знаешь, что тебе Бог сына послал! Иди скорее на Смоленское кладбище!» Параскева, знавшая, что Ксения ничего просто так не говорит, поспешила на кладбище, рядом с которым увидела толпу народа. Оказалось, что извозчик сбил беременную женщину, и она здесь же на улице родила мальчика, а сама скончалась. Параскева взяла мальчика себе и усыновила, т. к. установить, кто его мать, отец или другие родственники не удалось. Антонова вырастила мальчика, дала прекрасное образование, и он до самой кончины с любовью относился и заботился о своей приемной матери.
Промыслительно оказалась Ксения однажды рядом с матерью, в неутешном горе оплакивающей утонувшего сына. С дерзновенной молитвой блаженная Ксения обратилась к Господу. По благословению свыше она прикоснулась руками к утонувшему, и тот ожил.
В словах и поступках Ксении люди видели глубокий смысл. Если Ксения просила у человека что-нибудь, то вскоре его ожидала беда или утрата; если дарила – то неожиданная радость. Купцы, увидев блаженную, немедленно открывали свои лотки и лавки и наперебой упрашивали «Андрея Федоровича» взять что-нибудь из товара, т. к. давно было замечен: если Ксения возьмет что-то у хозяина, торговля неизменно будет удачной. Извозчики, увидя блаженную, гнали лошадей и упрашивали ее проехать с ними хотя бы несколько шагов – это приносило удачу в работе.
Особый дар блаженной Ксении - устройство семейной жизни. Сколько счастливых браков устроила она, посылая невесту туда, где она должна была встретить жениха, благословляла на брак, предостерегала от ошибочного выбора. Матери были уверены, что если Ксения приласкает или покачает в люльке больного ребеночка, тот обязательно поправится. Поэтому к ней всегда со всех сторон спешили мамаши, прося благословить своих ребятишек или просто погладить по голове.
Уже при жизни блаженная Ксения стала скорой помощницей многим христианам в их бедах, скорбях и болезнях. Встретила как-то блаженная на улице благочестивую женщину и, подавая ей медный пятак, произнесла: «Возьми пятак. Тут царь на коне… Потухнет!» Женщина, взяв пятак, в недоумении пошла домой. Войдя на свою улицу, она увидела, что в ее доме начался пожар. Но не успела добежать до дома – пожар уж был потушен.
Еще за три недели до печальных событий, связанных с убийством Иоанна Антоновича, сына Анны Леопольдовны, протомившегося в Шлиссельбургской крепости около 23 лет, Ксения ежедневно целыми днями горько плакала и все повторяла: «Там кровь, кровь, кровь! Там реки налились кровью, там каналы кровавые, там кровь, кровь». Никто ничего не понимал, что случилось со всегда благодушной и спокойной блаженной. Лишь потом, когда все случилось, и все узнали о страданиях Иоанна Антоновича, все поняли, что своими горькими слезами Ксения предупреждала о кончине бывшего императора Иоанна VI Антоновича.
Накануне праздника Рождества Христова, 24 декабря 1761 г. блаженная Ксения бегала по городу и кричала: «Пеките блины, пеките блины! Завтра вся Россия будет печь блины!» Только на следующий день стало понятно, что хотела сказать блаженная этими словами – разнеслась страшная весть о внезапной кончине императрицы Елизаветы Петровны.
В письменных свидетельствах не сохранилось сведений о точном времени и обстоятельствах кончины и погребения блаженной Ксении. Но известно предание, говорящее, что пере кончиной блаженная Ксения сподобилась видеть во сне Пресвятую Богородицу, Которая возвестила ей о близости дня завершения ее земного пребывания и том, что до до скончания века верующие люди будут почитать ее.
Скончалась Ксения на рубеже веков, на 72-м году жизни и была похоронена на том самом Смоленском кладбище, на котором некогда помогала строить церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери. Люди, получавшие от блаженной помощь при ее жизни, приходили за помощью и на могилу. И блаженная Ксения откликалась делами милости и чудотворения. И если при жизни о Ксении знали только жители Петербурга, то на могилку потянулись люди со всех концов России.
После кончины блаженной почитать ее стали и высшие слои общества. Так, Александр III излечился через песочек с могилки Ксении. А его жене Марии Федоровне во сне блаженная предсказала о рождении дочери и просила назвать в ее честь Ксенией, а она будет хранить их семью от всяких бед. До самой революции на могиле можно было увидеть вдовствующую императрицу, заказывавшую панихиды доброй вестнице для ее семьи.
В 1902 г. над могилой блаженной Ксении была построена часовня с мраморным иконостасом и надгробием посредине. По стенам установили иконы, пожертвованные почитателями блаженной. Над входом в часовню была сделана надпись: «Раба Божия Ксения». В 1986 г. чудом сохранившуюся от уничтожения часовню блаженной Ксении с любовью отреставрировали и освятили. А в июне 1988 г. на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвященном тысячелетию Крещения Руси, Блаженная Ксения была причислена к лику святых – так град Святого Петра обрел свою небесную покровительницу. На том же соборе был канонизирован святой праведный Иоанн Кронштадтский – еще один Петербургский и всея России молитвенник, покровитель и чудотворец.
Святая блаженная Ксения во всей полноте исполнила тот подвиг, который обозначен в ее имени (Ксения – странница). Поскольку день кончины святой неизвестен, Русская Православная Церковь при канонизации установила праздновать день памяти Ксении в день ее ангела – Преподобной Ксении Римлянины (6 февраля по н. ст.).
Как и тезоименитая святая, блаженная Ксения странствовала ради любви к Богу до последнего мгновения жизни своей , не имея где главу подклонити (Мф. 8, 20, Лк. 9, 58). Русским святым всегда было присуще «духовное странничество» – ощущение себя «странником и пришельцем на земле» (Евр. 11, 1314).
Блаженная Ксения странствовала по земле ради любви к Богу и стала родной Богу. Во дни духовного голода, вырождения народа, упадка нравственности блаженная Ксения молится о всех людях, приводя их к вере Христовой, делая из чужих своими Богу. Весь образ жизни, слова, поступки блаженной Ксении были направлены на то, чтобы возгорелся в душах людей огонь любви к Богу и сострадания к близким, ко всем, кому тяжко и невыносимо жить, у кого нет самого необходимого для человеческого существования.
Блаженная признавала для своей одежды только красный и зеленый цвета. В христианской символике красный цвет – цвет крови – символ жертвы Христа ради спасения мира, символ жертвы, приносимой мучениками; зеленый же цвет – цвет надежды. Эти цвета одеяния блаженной Ксении – также пророчество о великой жертве народа России и Русской Православной Церкви. Но есть надежда на благословенный свыше исход происходящего сейчас как в России, так и на Земле, и во всем мире Божием.
Комментариев нет:
Отправить комментарий