ХРАМ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ, ДолгопрудныйГосподи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас грешных!

Храм Преображения Господня, Долгопрудный

суббота, 15 марта 2008 г.

Подвиг юродства. 1 ч. Ксения Петербургская


Щеголева Надежда

Бог создал людей, как и ангелов, для того, чтобы они любили Бога и друг друга и наслаждались великой радостью жизни в любви Божией, от непосредственного общения с Богом. Как и ангелам, Господь дал людям полную свободу: любить Его или не любить, ведь без свободы не может быть любви. Но первые люди совершили грехопадение. И человек изгнан из рая, но в утешение дано обетование о пришествии Спасителя мира, Который родится от Девы, победит дьявола и спасет людей, но Сам пострадает.
Многие, которым тяжко, спрашивают себя: для чего я родился, зачем вообще рождается человек на земле, ведь не для того же, чтобы мучиться и страдать? Нет, задача чело­века соединиться с Богом. Если чело­век хочет быть достой­ным чадом Божиим, он всю жизнь свою и все труды свои положит, чтобы стать им.
Христианство произвело мно­гие виды подвижничества, с по­мощью которых христианин нрав­ственно может возвыситься до возможной степени совер­шенства. Одним из таких видов подвижни­чества является юрод­ство Христа ради. Ради Христа и своих ближ­них юродивые отре­шались от всего лучшего, что есть в природе человека. Эти подвижники отка­зывались в этой мирской жизни от всего: от удобств, почести и блага, и от кровного родства. Но самое главное – они при полном внут­реннем самосознании отказыва­лись от того, что отличает чело­века от всех остальных живых существ: они отказывались от ра­зума, принимая добро­вольно на себя вид безумного. Непрестанно обращаясь ду­ховными очами к Богу, к Его любви, горя ее духом, юроди­вые как древние пророки, ревнители славы Божией, не стес­нялись говорить правду открыто и прямо в глаза сильным мира сего.
Юродивые часто вращались в самых низких кругах об­щества среди людей порочных, погибших в общественном мнении (но не погибших для Бога, имеющих шанс в этой жизни измениться к лучшему) с целью исправить их и спа­сти. И многих из этих отверженных они с помощью Божией отвратили от дальнейшего падения и возвратили на путь добра и любви. Имея дар предсказывать будущее, несущие подвиг юродства своими молитвами часто избавляли нахо­дившихся рядом с ними людей от грозящих им бедствий, даже отвращали гнев Божий от современников, поносящих и презирающих их.
Пища, одежда, жилище не были для них необходимой жизненной принадлежностью. По несколько дней не вку­шали пищи, а кушали только тогда и то, что им подавали люди благочестивые, а от людей прочих они не принимали, или передавали другим. Одежда была ветхой, а иногда и эту вет­хость они снимали, открывая свою наготу…
Подвиг юродства принимали на себя люди, уже утвер­дившиеся в духовных подвигах, испытанные в духовной мудрости. Почти все юродивые Востока и некоторые из них на Руси были иноками. Юродство представляется как бы некоей воинской хитростью против демонов.
Благочестивое христианское чувство всегда видело и по­читало в юродивых ревнителей благочестия. Их странными речами и поступками не только не соблазнялись, но видели в них особенный, таинственно-пророческий смысл. Память о них, как великих угодниках Бо­жиих, тайных молитвенни­ках за грешный мир, переходила из рода в род, из поколения в поко­ление.
Особо почитаемо было юрод­ство на Руси. Ни одна страна не может представить такого обилия юродивых и примеров такого не­обыкновенного уваже­ния к ним, как Россия.
Юродство Христа ради у нас на Руси – по преимуществу народный подвиг, или особенно любимый народом. Простой на­род питал к юродивым особенное доверие, по­тому что они по большей части были выходцами из него. Нередко они были обли­чителями нечести­вых, утешите­лями и защитниками несчастных, без вины пострадав­ших. Народ почитал юродивых как истинных выразителей нравствен­ного со­вершенства.
Уже в XVI в. на земле Русской было много храмов, где почивали мощи прославленных Церковью юродивых. Новгород славил Николая Кочанова и Феодора, Михаила Клопского и Иакова Боровицкого, Устюг – Прокопия и Ио­анна, Ростов – Исидора, Москва – Максима и Василия Бла­женного, Калуга – Лаврентия, Псков – Николу Салоса.
К числу лиц, истинно юродивых Христа ради, полностью посвятивших всю свою жизнь и труды Богу, принадлежит глубоко чтимая подвижница XVIII в. Ксения Григорьевна Петрова, почивающая на Смоленском кладбище в Петер­бурге.
Ксению Петебургскую выделяло огромное прижизненное почитание, и еще большее – посмертное, которым окружил народ «странницу Петрова града». На то была Божия воля.
Память народная не сохранила ни точной даты рождения Ксении, ни того, кто были ее родители, ни то, какого она была образования. Зато люди точно помнят причину, кото­рая послужила Ксении для принятия на себя подвига юрод­ства Христа ради. Ксения Григорьевна была замужем за Ан­дреем Федоровичем Петровым, состоявшем в ранге полков­ника и служившим придворным певчим. Она ничем не вы­делялась от других, современных ей женщин, не имела ни­каких особых заслуг ни перед Церковью, ни перед родиной. И вот неожиданно (для нас, людей, но не для Бога) умирает горячо любимый Ксенией муж, умирает, не успев перед смертью ни исповедаться, ни причаститься Святых Христо­вых Таин. Эта смерть тяжело поразила Ксению Григорьевну, так повлияла на 26-летнюю бездетную женщину, что она забыла все земное, человеческое, все радости и утехи. Род­ные думали, что она поскорбит-поскорбит, да и опять вый­дет замуж. Но ее сердце жаждало только одного – послу­жить Богу. Она просила Его о вразумлении, как жить дальше. И тогда в сонном видении увидела преподобную Марию Египетскую, которая возвестила ей о благословении свыше на подвиг юродства Христа ради. Ведь самочинно, без благодатной помощи свыше нести этот подвиг невоз­можно.
После похорон мужа Ксения оделась в одежды своего мужа, уверяя, что муж ее не умер, а умерла супруга его Ксе­ния Григорьевна, просила называть себя Андреем Федоро­вичем. Она говорила родственникам и знакомым: «Андрей Федорович не умер, но воплотился в меня, Ксению, которая давно умерла».
Родные посчитали, что от большого горя Ксения лиши­лась рассудка. Особенно после того, как она раздала свое имущество бедным, а дом подарила своей знакомой Пара­скеве Антоновой. Они даже жаловались начальству Андрея Федоровича, просили запретить Ксении бездумно раздавать свое имущество. Начальство вызвало Ксению к себе, но из разговора с ней вполне убедилось, что Ксения совершенно здорова, а потому имеет полное право распоряжаться всем, как ей угодно.
Так Ксения изменилась внешне, а в душе ее творился внутренний переворот, происходило полное перерождение плотской женщины в женщину духовную. Смерть горячо любимого мужа, на котором была сосредоточена вся цель и вся жизнь Ксении, показала ей, как непрочно и суетно зем­ное счастье. Так вот, отказавшись даже от своего женского одеяния, своего имени, Ксения осталась ни с чем, чтобы уже ничто не могло ей послужить препятствием к достижению истинного счастья на небе, в Боге. Она никогда потом не отзывалась на имя Ксении, а только когда ее звали Андреем Федоровичем. А тем, кто звал ее по ее имени, она говари­вала: «Ну какое вам дело до покойной Ксении, она вам ху­дого не сделала!»
Бывало, что злые люди и особенно мальчишки на улицах глумились и смеялись над блаженной. Но она переносила все с ангельской кротостью и смирением, неся в сердце об­раз Страдальца Христа, безропотно сносившего и поругания, и оплевания, и распятие, и смерть. Так и продолжала она и летом, и в стужу скитаться по улицам города. Только одна­жды видели жители Петербурга Ксению в гневе. Маль­чишки, потешаясь над ней, стали бросаться грязью, видя, как безропотно она терпит насмешки. Тогда и у блаженной, по всей видимости, не хватило терпения, и она как ураган бросилась вслед мальчишкам, грозя им палкой, бывшей все­гда при ней. Жители Петербургской стороны, увидев Ксе­нию в страшном гневе, пришли в ужас от поступка злых детей и приняли меры, чтобы Ксению никто не обижал.
Постепенно к странностям блаженной стали привыкать, понимая, что эта женщина особенная, а не просто поби­рушка, пытались ей хоть как-то помочь в ее странствиях и скитаниях по улицам большого города. Милостыню она брала не у каждого, а лишь от добрых и благочестивых лю­дей. Брала всегда копейку и тут же отдавала нищим. Захо­дила не в каждый дом, куда приглашали. А приглашали ее часто, т. к. заметили, что в домах, где хоть сколько-то побы­вала Ксе­ния, воцарялись мир, порядок и радость.
Одежда мужа со временем истлела, и Ксения стала оде­ваться зимой и летом в лохмотья, на босых ногах, распух­ших от мороза, носила рваные башмаки. Ей предлагали и теплую одежду, и обувь, и деньги, но Ксения не соглаша­лась. Она всегда одевалась в красную кофту и зеленую юбку, либо, наоборот, в зеленую кофту и красную юбку. Такой ее и запомнили люди.
Бродя в таком странном виде по грязным немощеным улицам Петербурга, Ксения иногда заходила к своим знако­мым в гости, беседовала с ними, обедала и вновь уходила странствовать, кого-то утешая, кого-то предупреждая о чем-то, кому-то грозя. И никто не знал, где и как проводит хо­лодные ночи блаженная. Этим заинтересовались не только жители Петербургской стороны, где по большей части вре­мени бродила Ксения, но и местная полиция, которой пока­залось даже подозрительным, что никому неизвестно место­пребывание Ксении ночью: ведь где-то же должен человек ночью отдыхать, а Ксения ходила в гости только к знакомым и только днем, да и то редко. За Ксенией проследили и вы­яснили, что каждую ночь в любое время года, в любую по­году блаженная уходит в открытое поле за городом и до восхода солнца коленопреклоненно молиться, кладя по­клоны на все четыре стороны света.
Был и такой случай: рабочие, возводившие каменную церковь на Смоленском кладбище, стали замечать, что опять же ночью в их отсутствие кто-то поднимает наверх целые горы кирпича, который оставалось только укладывать в стены. Они так же проследили, кто бы это мог быть, какой незримый помощник делает с ними общее дело, но в их от­сутствие? И выяснилось, что это блаженная Ксения неуто­мимо трудиться во славу Божию. А сколько таких невиди­мых неутомимых подвигов совершила Ксения? Ведь внут­реннее делание, духовная жизнь человека, как правило, ос­тается для многих скрытой. Об этом знает только сам чело­век-труженик и Бог, благословивший его на какой-либо под­виг.
Один Он знает, как могла хрупкая полунагая женщина в возрасте выдержать дожди и морозы жесткого климата Пе­тербурга, его пронизывающие ветры. Это мог выдержать человек с недюжинным здоровьем или с сильным духовным даром. За 45 лет подобной жизни Ксения несомненно дос­тигла таких высот духовного совершенства, такой силы веры, при которой вся жизнь становится непрестанным чу­дом по благодати Божией. Блаженная Ксения имела такую веру, при которой можно выдержать все: и насмешки, и ис­кушения, и помыслы, и непогоду (что такое непогода по сравнению с духовной бранью?!). Великим смирением, под­вигом духовной и телесной нищеты, любви к ближним и молитвой, полным самоотречением стяжала она благодат­ный дар прозорливости. Видя тайны человеческих сердец, она предсказывала будущее, исцеляла больных, особенно детей, направляла на путь исправления заблудших. Она ста­ралась сказать каждому страждущему то, что было необхо­димо именно ему, именно для его спасения – одним ласково, жалеюче, иным строго, даже грозно.
Однажды, зайдя к молодой купчихе Крапивиной, пред­видя ее смерть и желая предупредить о необходимости должного христианского приготовления к смерти, блажен­ная, уходя, между прочим, как бы невзначай произнесла: «Вот зелена крапива, а скоро, скоро завянет». Слышавшие эти слова гости Крапивиной не придали им большого значе­ния, но когда женщина внезапно скончалась, вспомнили слова блаженной и были потрясены и поражены.
Известен случай, когда Ксения заботилась о судьбе еще не родившегося младенца. Пришла она как-то к своей дав­ней знакомой, которой продала дом. Параскеве Антоновой и говорит: «Вот ты сидишь и чулки штопаешь, а не знаешь, что тебе Бог сына послал! Иди скорее на Смоленское клад­бище!» Параскева, знавшая, что Ксения ничего просто так не говорит, поспешила на кладбище, рядом с которым уви­дела толпу народа. Оказалось, что извозчик сбил беремен­ную женщину, и она здесь же на улице родила мальчика, а сама скончалась. Параскева взяла мальчика себе и усыно­вила, т. к. установить, кто его мать, отец или другие родст­венники не удалось. Антонова вырастила мальчика, дала прекрасное образование, и он до самой кончины с любовью относился и заботился о своей приемной матери.
Промыслительно оказалась Ксения однажды рядом с ма­терью, в неутешном горе оплакивающей утонувшего сына. С дерзновенной молитвой блаженная Ксения обратилась к Господу. По благословению свыше она прикоснулась ру­ками к утонувшему, и тот ожил.
В словах и поступках Ксении люди видели глубокий смысл. Если Ксения просила у человека что-нибудь, то вскоре его ожидала беда или утрата; если дарила – то не­ожиданная радость. Купцы, увидев блаженную, немедленно открывали свои лотки и лавки и наперебой упрашивали «Андрея Федоровича» взять что-нибудь из товара, т. к. давно было замечен: если Ксения возьмет что-то у хозяина, торговля неизменно будет удачной. Извозчики, увидя бла­женную, гнали лошадей и упрашивали ее проехать с ними хотя бы несколько шагов – это приносило удачу в работе.
Особый дар блаженной Ксении - устройство семейной жизни. Сколько счастливых браков устроила она, посылая невесту туда, где она должна была встретить жениха, благо­словляла на брак, предостерегала от ошибочного выбора. Матери были уверены, что если Ксения приласкает или по­качает в люльке больного ребеночка, тот обязательно попра­вится. Поэтому к ней всегда со всех сторон спешили ма­маши, прося благословить своих ребятишек или просто по­гладить по голове.
Уже при жизни блаженная Ксения стала скорой помощ­ницей многим христианам в их бедах, скорбях и болезнях. Встретила как-то блаженная на улице благочестивую жен­щину и, подавая ей медный пятак, произнесла: «Возьми пя­так. Тут царь на коне… Потухнет!» Женщина, взяв пятак, в недоумении пошла домой. Войдя на свою улицу, она уви­дела, что в ее доме начался пожар. Но не успела добежать до дома – пожар уж был потушен.
Еще за три недели до печальных событий, связанных с убийством Иоанна Антоновича, сына Анны Леопольдовны, протомившегося в Шлиссельбургской крепости около 23 лет, Ксения ежедневно целыми днями горько плакала и все повторяла: «Там кровь, кровь, кровь! Там реки налились кровью, там каналы кровавые, там кровь, кровь». Никто ни­чего не понимал, что случилось со всегда благодушной и спокойной блаженной. Лишь потом, когда все случилось, и все узнали о страданиях Иоанна Антоновича, все поняли, что своими горькими слезами Ксения предупреждала о кон­чине бывшего императора Иоанна VI Антоновича.
Накануне праздника Рождества Христова, 24 декабря 1761 г. блаженная Ксения бегала по городу и кричала: «Пе­ките блины, пеките блины! Завтра вся Россия будет печь блины!» Только на следующий день стало понятно, что хо­тела сказать блаженная этими словами – разнеслась страш­ная весть о внезапной кончине императрицы Елизаветы Петровны.
В письменных свидетельствах не сохранилось сведений о точном времени и обстоятельствах кончины и погребения блаженной Ксении. Но известно предание, говорящее, что пере кончиной блаженная Ксения сподобилась видеть во сне Пресвятую Богородицу, Которая возвестила ей о близости дня завершения ее земного пребывания и том, что до до скончания века верующие люди будут почитать ее.
Скончалась Ксения на рубеже веков, на 72-м году жизни и была похоронена на том самом Смоленском кладбище, на котором некогда помогала строить церковь в честь Смолен­ской иконы Божией Матери. Люди, получавшие от блажен­ной помощь при ее жизни, приходили за помощью и на мо­гилу. И блаженная Ксения откликалась делами милости и чудотворения. И если при жизни о Ксении знали только жи­тели Петербурга, то на могилку потянулись люди со всех концов России.
После кончины блаженной почитать ее стали и высшие слои общества. Так, Александр III излечился через песочек с могилки Ксении. А его жене Марии Федоровне во сне бла­женная предсказала о рождении дочери и просила назвать в ее честь Ксенией, а она будет хранить их семью от всяких бед. До самой революции на могиле можно было увидеть вдовствующую императрицу, заказывавшую панихиды доб­рой вестнице для ее семьи.
В 1902 г. над могилой блаженной Ксении была построена часовня с мраморным иконостасом и надгробием посредине. По стенам установили иконы, пожертвованные почитате­лями блаженной. Над входом в часовню была сделана над­пись: «Раба Божия Ксения». В 1986 г. чудом сохранившуюся от уничтожения часовню блаженной Ксении с любовью от­реставрировали и освятили. А в июне 1988 г. на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвященном тыся­челетию Крещения Руси, Блаженная Ксения была причис­лена к лику святых – так град Святого Петра обрел свою небесную покровительницу. На том же соборе был канони­зирован святой праведный Иоанн Кронштадтский – еще один Петербургский и всея России молитвенник, покрови­тель и чудотворец.
Святая блаженная Ксения во всей полноте исполнила тот подвиг, который обозначен в ее имени (Ксения – странница). Поскольку день кончины святой неизвестен, Русская Право­славная Церковь при канонизации установила праздновать день памяти Ксении в день ее ангела – Преподобной Ксении Римлянины (6 февраля по н. ст.).
Как и тезоименитая святая, блаженная Ксения странство­вала ради любви к Богу до последнего мгновения жизни своей , не имея где главу подклонити (Мф. 8, 20, Лк. 9, 58). Русским святым всегда было присуще «духовное странниче­ство» – ощущение себя «странником и пришельцем на земле» (Евр. 11, 1314).
Блаженная Ксения странствовала по земле ради любви к Богу и стала родной Богу. Во дни духовного голода, вырож­дения народа, упадка нравственности блаженная Ксения молится о всех людях, приводя их к вере Христовой, делая из чужих своими Богу. Весь образ жизни, слова, поступки блаженной Ксении были направлены на то, чтобы возго­релся в душах людей огонь любви к Богу и сострадания к близким, ко всем, кому тяжко и невыносимо жить, у кого нет самого необходимого для человеческого существования.
Блаженная признавала для своей одежды только красный и зеленый цвета. В христианской символике красный цвет – цвет крови – символ жертвы Христа ради спасения мира, символ жертвы, приносимой мучениками; зеленый же цвет – цвет надежды. Эти цвета одеяния блаженной Ксении – также пророчество о великой жертве народа России и Русской Православной Церкви. Но есть надежда на благословенный свыше исход происходящего сейчас как в России, так и на Земле, и во всем мире Божием.

Комментариев нет: