ХРАМ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ, ДолгопрудныйГосподи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас грешных!

Храм Преображения Господня, Долгопрудный

понедельник, 21 апреля 2008 г.

СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА

СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА – ПРЕДДВЕРИЕ ПАСХИ


В Православной Церкви последняя неделя земной жизни Христа называется Страстной неделей или, по-славянски, Страстной седмицей. О каждом ее дне в богослужебных книгах говорится как о великом и святом, в эти дни совершаются особые службы и мирская жизнь как бы прерывается для верующих. Размышлением, сочувствием и мы можем как бы идти вслед страждущему Господу.

В СТРАСТНОЙ ПОНЕДЕЛЬНИК Церковь дает нам для размышления образ «безплодной смоковницы», осужденной Христом, чтобы мы помнили, что всякое творение, всякая жизнь ценна плодом, а не видом своим.

СТРАСТНОЙ ВТОРНИК призывает нас вспомнить притчу о мудрых девах, которые запаслись маслом для светильников, в отличие от своих неразумных сестер, и были готовы к приходу Господа. Масло, «елей — не дела, — говорит в своей беседе с Мотовиловым преподобный Серафим Саровский, — но получаемая через них во внутрь естества нашего благодать Всесвятого Духа Бо-жия, претворяющая... от тления в нетление, от смерти душевной в жизнь духовную, от тьмы в свет, от вертепа существа нашего, где страсти привязаны, как скоты и звери,— в храм Божества»*. В этот же день народ, священники и власти иудейские в последний раз слышали слово Христа в храме. Оно было всеобъемлюще: о прошедшем, настоящем и будущем. Здесь же Он открывает тайну Своего Второго Пришествия.

В СТРАСТНУЮ СРЕДУ нам явлен образ раскаявшейся блудницы. В богослужении подчеркивается разница между спасенной грешной женщиной и погибшим Иудой, избранным апостолом: первая отдает свое богатство (драгоценное миро) Христу и целует Его ноги, другой же за деньги предает Христа поцелуем.

Общей темой всех богослужебных чтений в первые три дня Страстной недели является конец мира и Суд Христов. Все как бы готовится к смерти. И мы углубляемся в созерцание этих приготовлений, чтобы извлечь оттуда благую надежду на спасение душ наших, обремененных грехами и не знающих, как обрести покой, нарушенный пробудившейся совестью и сознанием праведности Суда Божия над нами.

СТРАСТНОЙ ЧЕТВЕРГ — установление таинства Евхаристии, воспоминание о Тайной Вечере, за которой Христос повелел, чтобы вкушали Его преломленного Тела и Его Крови, пролитой во отпущение грехов. Как понять человеку эту великую I тайну? Как ее логически усвоить? В том-то и дело, что мы этого сделать не можем. Не укладывается в наше человеческое сознание акт пресуществления, то есть изменения сущности хлеба на сущность Тела Христова, сущности вина на сущность Крови Христовой. И в чаше видим мы кусочки хлеба в разбавленном вине — таинство скрыто от наших глаз, потому что они не смогут вынести этого зрелища. Чувства человеческие слабы пред Божественным явлением. Но, не видя, не до конца разобравшись, как это все происходит, мы тем не менее можем причаститься этой великой тайне, го есть участвовать в ней. Не понимая до конца сущности Бога, но веря в Его благость, мы можем соединиться с Ним в таинстве Евхаристии.

В Великий Страстной четверг все христиане стремятся к причастию, мы как бы становимся участниками той единственной Тайной Вечери, на которой Христос первый раз причастил Своих учеников.

«Преломленное Тело и пролитая Кровь», о которых говорил Христос ученикам Своим, не были «предчувствием» Его Креста, гроба. Напротив, все это произошло намеренно, чтобы люди получили Божие благословение вечного Святого Причастия. Поэтому за Вечерей Христос обращается не только к апостолам, находящимся рядом с Ним, но и ко всем христианам всех времен и народов. Вспомним, что совсем недавно Он говорил собравшимся: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам царство!» (Лк. 12, 32).

В Великий четверг мы становимся все причастниками этого Царства. Вечером в тот же день в храмах читают «двенадцать Евангелий», в которых рассказывается о страданиях Христа. «Страсти Христовы» — так называются эти чтения. Слушаем мы их с зажженными свечами и не тушим свечи в конце службы. Этот святой «четверговый» огонь, освященный страданиями Христа, мы несем домой, зажигаем от него лампады и храним его сколько можно.

СТРАСТНАЯ ПЯТНИЦА — день распятия, смерти и погребения Спасителя. Утром опять читаются Евангелия о Страстях Христовых. После этого совершается вынос храмовой плащаницы — большого плата, на котором написан или вышит образ положенного во гроб Спасителя.

Христово распятие недостаточно переживать только эмоционально, нужно стремиться постичь духовный смысл этого события. Святитель Феофан Затворник пишет: «Грешнику, пришедшему в чувство своей греховности и всеправедной кары правды Божией, некуда укрыться, кроме как под сень креста. Здесь он удостоверяется, что нет ему прощения, пока он один стоит пред Богом со своими грехами и даже со слезами о них. И тут же становится ясно, что спасение для него — в крестной смерти Господа. На кресте рукописание всех грехов наших уничтожено им. И всякий, кто принимает это с полной верой, делается причастником ТАИНСТВА ПОМИЛОВАНИЯ. С созреванием этой веры созревает и уверенность в помиловании, и отрада от чувства вступления в состояние помилования на все века. Крест — источник радости, потому что грешник верою пьет из него отраду помилования. В этом отношении крест есть своего рода архангел, благовествующий радость»**.

Разделить со Христом Его страдание, распятие и смерть — значит принять все те события, как Он, то есть принять их добровольно в безмолвии сострадания, делающего нас способными к полному единству с другими. Представим себе, как у подножия Креста стояла Матерь Божия. Она достигла такой полноты единения со Своим Сыном, что Ей нечему было противиться — Она проходила через распятие вместе с Ним; Она переживала собственную смерть.

Любовь позволяет нам разделять без остатка не только страдание, но и отношение к страданию и к тем, кто его причиняет. Христос умирал добровольно, смерть Его была спасением миру. Тот, кто верит в Него и хочет быть с Ним единым, может разделять страдание Его смерти, проходить вместе с Ним через страсти, но не может их отвергать, не может обращаться против толпы, распявшей Христа, потому что это распятие было волей Самого Христа.

Вот поэтому столь уважаемая в наше время борьба за справедливость и воздаяние каждому по заслугам оказываются подчас вне истинного христианского делания – участия. Здесь, у Креста Господня, мы должны учиться любви, а не мести. И мы знаем, что это возможна Великая княгиня Елизавета Феодо-ровна во время пред смертных мучений молилась за своих палачей.

Вот этому незлобию и милосердию Христову мы можем учиться в Великую пятницу.

СТРАСТНАЯ СУББОТА.. Господь спит во гробе телом, душою же сошел во ад и находящимся там проповедал благую весть спасения. Сия суббота — благословенная, в ней Христос почивает от трудов Своих по восстановлению мира. Это день, когда Слово Божие, через которое «все начало быть» (Ин. 1, 3), лежит во гробе, как мертвый человек, — но в то же время Оно спасает мир и отверзает гробницы.

Богослужение Великой субботы — вершина православной литургической традиции. Здесь нет драматического представления исторических событий смерти и погребения Христа или ритуального изображения евангельских сцен. Это глубочайшее духовное проникновение в вечный смысл самих спасительных действий Христовых.

В Благословенную субботу каждый год происходит чудо — возгорание Благодатного огня на Гробе Господнем в Иерусалиме. Вот свидетельство одного из очевидцев, схимонаха Никодима, присутствовавшего в 1958 году при этом чуде:

«В Великую Субботу, около 12 часов дня, начинается крестный ход вкруг часовни Гроба Господня. | Надо сказать, что накануне, в Великую Пятницу, огни во всем храме Воскресения Христова и в часовне, находящейся внутри его, гасятся год надзором полиции. Иерусалимский Патриарх, который возглавляет шествие, после троекратного обхождения останавливается перед запечатанной дверью в Кувуклию. (Не забудем, что Гроб Господень — это небольшая погребальная пещера в скале, над которой выстроена часовня. — Авт.). Патриарха разоблачают до подризника, полиция и и власти производят его тщательный осмотр, чтобы не оказалось при нем ничего воспламеняющегося, затем с часовни Гроба Господня срываются печати, и Патриарх пропускается внутрь, держа в руках два пучка незажженных свечей.

Напомним, что в часовне два отделения: придел Ангела и самый живоносный Гроб Господень — пещера с ложем. По всему этому ложу в пятницу раскладывают кусочки ваты, по краям — ленту, а в середине ставится лампада без огня. И так приготовленная часовня запирается.

Когда же Патриарх входит в пещеру, дверь за ним закрывается. В темноте пещеры и в водворившейся в округе тишине он молится Спасителю. Иногда десять минут, иногда более. В мое посещение пришлось ждать минут 15. И вдруг в темноте на ложе Живоносного Гроба рассыпаются как будто бисеринки ярко-голубые, умножаясь, превращаясь в синий огонь, от которого загораются приготовленные вата, лента и лампада: все превращается в пламя Благодатного огня. Патриарх немедленно зажигает свои два пучка свечей и выходит в придел Ангела, оттуда уже через овальные окошечки огонь подают богомольцам под гул радости и восторга, который охватывает весь Храм Воскресения Христова. Затем тушат огонь на ложе Гроба Господня. Он совсем там не жжется. И пламя свечек в руках у всех тоже начинает жечь минут через 10—15».

Столетиями наблюдается это чудесное явление в Страстную субботу. Оно не может не повергнуть наши сердца в трепет от ощущения близости Бога. Благодатный огонь — реальный символ таинственного общения Неба с землей, Бога с человеком.

Благодатный огонь — это уже начало Воскресения. Говорить о Воскресении трудно, оно превышает наше разумение и все наши представления. Тем не менее опыт СОВОСКРЕСЕНИЯ, как и опыт СОЧУВСТВИЯ, доступен нам, нужно только вслушаться в себя.

Воскресение двойственно: воскресение души и воскресение тела. Воскресение души состоит в избавлении от греховной смерти. Бог прощает грехи, дарует благодать, оживляет в душах высокие стремления. Сердечными очами мы можем видеть воскресшего Спасителя по действию Его силы внутри нас. Явно присутствие Христово для всякой души, когда она перестает скорбеть и ликует в благодатной свободе. В течение жизни много раз христиане в большей или меньшей степени могут испытывать такие приливы радости. Каждое церковное Таинство приносит воскресение души.

Телесное воскресение, или бессмертие плоти, — это дар Христа, Нового Адама. Хотя тела наши и после восстания Спасителя из мертвых пока продолжают подвергаться тлению, но зерно нетления уже сокровенно положено во все души. Живоносные лучи Воскресения, просвещая людей, поглощают в них смерть. Сила и тайна осеняющего действия Духа раскрывается в пасхальных службах. Отныне возвращение в землю не страшно — Господь воскресит истлевшее человеческое естество и устроит его нестареющим, вновь явит его как бы царским образом.

Теперь, после Воскресения Христова, мы имеем в себе семя, зерно новой телесности, которая вполне будет явлена по всеобщем воскресении. Христос Сам — первый — явил такую телесность. Вспомним: Он хотел убедить учеников, что не душа Его, не дух с ними разговаривает. Он попросил Себе пищи и ел с ними, чтобы показать, что Его новая телесность реальна, но просто не так тяжеловесна и грубо материальна, как наша. Не забудем, что мы «получили» такую тяжеловесность в результате грехопадения, тогда же «сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные» (Быт. 3, 21).

Христос явился в Своем Воскресении как человек в полном смысле слова, с живой человеческой плотью, так пронизанной Божеством, что она уже оказалась вне тяжести, тяжеловесности падшего мира. Он проходил через затворенную дверь, являлся сразу в нескольких местах, излучал ослепительный свет или был невидим и неузнаваем.

В Воскресении Христовом Бог стал доступен для нас. Но каковы мы? Знаем ли мы о Воскресении с чужих слов или знаем опытно, то есть эта весть сотворпила ли нечто в нас, изменились ли мы? Перед нами образ совершенного человека, сидящего одесную Отца. Он призывает видеть, что такое человек, каково наше величие, к чему мы призваны сами. А призваны мы к тому, чтобы трудом, подвигом или, вернее, открытостью Богу вырасти в такую меру, чтобы нрад человеческий постепенно вырос в меру града Божия, то есть стал так возвышен и свят, чтобы первым гражданином там мог быть Христос, Сын Божий, ставший Сыном Человеческим.

МОЛИТВА из ВОСКРЕСНОЙ УТРЕНИ.

Воскресение Христово видевше,

Поклонимся Святому Господу Иисусу,

Единому безгрешному.

Кресту Твоему поклоняемся, Христе,

И святое воскресение Твое поем и славим:

Ты бо еси Бог наш,

Разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем.

Приидите, вси вернии,

Поклонимся святому Христову воскресению;

Се бо прииде Крестом ралость всему миру;

Всегда благословяше Господа, поем восресение Его,

Распятие бо претерпев,

Смертию смерть разруши.

*Святой преподобный Серафим, Саровский Чудотворец. Беседа с Мотовиловым. М.: Пересвет, 1991, с. 48.

**Добрые советы говеющим / Сост. Из произведений свят. Феофана Затворника. Троицкая беседа. – М.: Изд-е Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1990.

Материал взят в книге Л. В. Суровой "ЦЕРКОВНЫЙ ГОД", ПАЛОМНИК, 2000 г.

Комментариев нет: