ХРАМ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ, ДолгопрудныйГосподи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас грешных!

Храм Преображения Господня, Долгопрудный

воскресенье, 13 апреля 2008 г.

БЛАГОВЕЩЕНИЕ

/по материалам «Житий святых» Дм. Ростовского/ СЛОВА БОГА

Святой Андрей Критский о ниспослании архангела к Пречистой Деве говорит так: «Единому из первейших Своих ангелов Бог повелевает возвестить тайну и, мановением Своего величия, как бы так вещает: «Гавриил! иди в Назарет, город Галилейский: в нем живет Отроковица Дева Мария, обрученная мужу, по имени Иосифу». «Иди,— говорит Господь,— в Назарет». Ради чего же? Ради того, что Всевышний приемлет вожделенную красоту девства, как благовоннейшую розу из страны тернистой. «Иди в Назарет», чтобы исполнилось пророчество: Яко Назорей наречется. Кто же наречется Назореем? Тот, Кого Нафанаил назовет впоследствии Сыном Божиим и Царем Израилевым. Посылается Гавриил, которому и прежде повелеваемо было возвещать божественные тайны, как о сем ясно сказано в книге пророка Даниила. «Иди в Назарет, город галилейский,— говорит Бог Гавриилу,— и, пришедши туда, благовести Деве радость, которую некогда утратила Ева. Берегись, чтобы не смутить Ее; ибо сие приветствие твое — знак радости, а не печали; утешения, а не смущения». И может ли быть для человеческого рода радость высшая той, что естество человеческое соединится с естеством Божиим и, по причине сего соединения в Едином Лице, соделается единым с Богом? Может ли что быть изумительнее, как видеть Бога, смирившего Себя до того, чтобы быть носимым во утробе женской? О поразительное чудо! Бог, Которому небо престол, а земля подножие, Бог, Которого не вмещают небеса, Который Един со Отцом разделяет престол вечности — вмещается в девической утробе! Может ли что быть удивительнее, как видеть Бога во образе человеческом, не разлучающегося в то же время и с Своим Божеством, и естество человеческое видеть соединенным с естеством своего Создателя, дабы Бог явился совершенным и всецелым человеком?

РАЗМЫШЛЕНИЯ АРХАНГЕЛА

«Гавриил,— продолжает св. Андреи Критский, — выслушав Божественное вещание и приняв повеление, подтвержденное мановением Божиим, но превышающее силы его, находился между страхом и радостью. Не сознавая себя достойным к исполнению Божественного повеления, но, не дерзая и ослушаться его, он, повинуясь гласу Божию, отлетел к Деве и, достигнув Назарета, остановился при входе в дом Иосифа. Недоумевая и размышляя сам в себе, он как бы так рассуждал: «Как приступить к исполнению повеления Божия? Войти ли сразу, поспешно? Но тогда я могу возмутить спокойствие Девы. Войти ли медленнее? Но тогда Дева, ощутив мое присутствие, восхощет скрыться. Постучаться ли в дверь? Но сие не свойственно ангелам: ибо для бесплотных нет ничего запертого и возбраняющего вход. Отворить ли дверь? Но я могу войти и через затворенные двери. Назвать ли Деву по имени? Но сим могу испугать Ее. Войду лучше тихо и буду приветствовать Ее с кротостью, как и повелел мне Пославший меня. Но что я начну говорить Деве? Возвещу ли Ей прежде всего радость, или скажу, что Сам Бог имеет вместиться в Ней, что Дух Святой найдет на Нее, и сила Вышнего осенит Ее? Возвещу Ей прежде всего радость, а там поведаю и таинство чудесное. Приступлю к Ней и радостно воспою приветствие: «Радуйся! веселись! утешайся!» Сии слова будут самым приличным началом моей беседы с Девой. Она тогда уже не испугается, и помыслы не смутят Ее. Посему начну свое благовестие так: преждe всего принесу Ей весть радости и веселия, таковыми словами должно приветствовать Ее, как Царицу: ибо сие есть событие радости, время веселия, царство мира, свет Божий о спасении, начало утешения».

Видите ли с каким благоговением приходит архангел к Богоотроковице, с сколь великим трепетным почтением приготовляется приступить к Владычице всего мира, как предварительно размышляет о тех, исполненных радости, словах благовещения, с коими должен обратиться к Ней…

СЛОВА БЛАГОВЕСТНИКА
И вот когда Пречистая Дева возносила с пламенной, горячей любовью к Господу свою молитву, вдруг тихо предстал перед Ней благовестник архангел Гавриил. Андрей Критский далее продолжает:
«Архангел Гавриил вошел в дом и, приступив к внутрен'нему покою, в котором Дева обитала, тихо приблизился к дверям и, проникнув внутрь, кротким голосом начал с Нею беседовать. «Радуйся, — сказал он, — Благодатная, Господь с Тобой! Сущий прежде Тебя — ныне с Тобой и скоро из Тебя произойдет; Сущий прежде всей вечности — ныне будет под временем». О безмерное человеколюбие (восклицает святой Андрей)! О неисповедимое милосердие! Архангел не только благовествует радость, но радость обитания Творца в Деве. Ибо слова его: «Господь с Тобой!» явно показывают присутствие Царя, хотя и приявшего от Нее плоть человеческую, но тем нимало не отступившего от свойствен ной Ему славы! Радуйся, обрадованная. Господь с тобой! Радуйся, всечестное орудие мира, коим горестный приговор осудивший мир на проклятие, пременяется на радостный призыв к блаженству! Радуйся, воистину Благословенная! Радуйся, Дева превосходнейшая! Радуйся, прекрасный храм небесной славы! Радуйся, освященная палата Царя! Радуйся, чертог, в коем Христос обручился и сочетался с человечеством! Благословенна Ты в женах, Ты, Которую Исаия провидел пророческими очами и наименовал Пророчицей, Девой, книгой запечатленной! Благословенна воистину Ты, нареченная Иезекиилем денницей и дверью затворенной, через Которую прошел Единый Бог! Благословенна воистину Ты, Единая, Которую муж желаний, Даниил, видел, как гору, и Которую чудный Аввакум назвал горой приосененной, а царственный прародитель Твой, Давид, пророчески воспел горой Божией, горой тучной, горой умащенной, горой, в коей благоволил вселиться Бог. Благословенна Ты а женах, Ты, Которую Захария, зритель Божественных Тайн, провидел, как превосходный светильник золотой украшенный семью лампадами, означавшими семь даров Духа Святого. Воистину благословенна Ты, вмещающая в Себе как бы рай и сад эдемский — Христа, Который, по Своему неизреченному всемогуществу, произшедши из Твоей утробы, как источник воды живой, напоил четырьмя евангельскими струями все лице земли!
Итак,
Богородице Дево, радуйся,
Благодатная Марие,
Господь с Тобою;
Благословенна Ты в женах
И благословен плод чрева Твоего,
Яко Спаса родила еси душ наших.

Комментариев нет: