ХРАМ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ, ДолгопрудныйГосподи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас грешных!

Храм Преображения Господня, Долгопрудный

суббота, 12 июля 2008 г.

АПОСТОЛ СЛЕЗ ПОКАЯНИЯ

Щеголева Надежда

“И трех раз не пропоет петух, трижды от Меня отречешься”. И он отрекся. Не потому что был предателем, не потому что был зол, не потому, что считал себя обиженным, как Иуда. Нет. Он был просто напуган, он был как дитя. Как дитя провинился, как дитя просил прощения. Всю жизнь свою он доказывал, как он любит Христа, любимого Учителя. Всю жизнь он проповедывал Его учение, Всю жизнь по его щекам текли слезы раскаяния за предательство. Предание гласит, что на его щеках даже остались следы от слез – дорожки, по которым текла соленая вода очищения… Он исцелял людей, а сам был болен. Он всегда помнил минуту слабости своей…

Симон был старше многих апостолов. Человек простой, безхитростный, некнижный, но проникнут был страхом Божиим, соблюдал все заповеди Господни. Был он братом Андрея, того самого, Первозванного. Если Андрей пренебрег мирской суетой, вступил на путь безбрачной жизни и ходил на Иордан к Иоанну Крестителю, то Симон рыбачил и в работе ждал Мессию. Работал он в поте лица потому, что был человеком женатым, женой его была племянница св. апостола Варнавы, у них было двое детей: сын и дочь…

Было солнечное утро. Симон сидел на берегу около лодки и починивал снасти. Движения ловких натруженных рук у начинающего наблюдателя вызвали бы восторг, такова была его сноровка. Но это для Симона было обычным делом – ночью ловить рыбу, днем чинить сети, приводить в порядок снасти. Симон был в задумчивости: он слышал об Иоанне, о его словах о приближающемся Царствии Небесном, о Грядущем за ним, Которому не смеет расстегнуть и ремни на обуви. “Когда же?”. Симон не слышал, как к нему приближался кто-то, шурша камушками и песком. От неожиданности он даже вздрогнул: “Брат, мы нашли Мессию!”. Перед старшим братом стоял младший Андрей, радостно сияющий оттого, что увидел Того, на Кого сошел Дух Святый в виде голубя, оттого, что сам смог обрадовать старшего брата. “Ну что ж, пойдем, покажешь”. И они отправились к Тому, Кого так долго ждали. Сердце затрепетало, а Иисус, только взглянув на Симона, произнес: “Ты, Симон, сын Ионин, ты наречешься Кифа, что значит камень (Петр)”. Любили раньше Иудеи давать прозвища по какой-либо черте характера, отмечая суть человека, или по тому месту откуда родом.

Камень… Но камнем он станет, пройдя испытания, не сразу. Сейчас он только камешек, а то и песчинка, которую легко может сдуть ветром неверия, малодушия. Услышав слова Иисуса, проснулась в этом человеке, что доселе дремало – любовь к Господу, вера, что это и есть Истинный Христос. Апостол Петр первый признал перед Иисусом, что Тот – “Христос, Сын Бога Живаго”.

Петр пока не покидал родного дома, все так же ловил рыбу, питая семью и родителей. Не смотря на свое духовное расположение, Андрей помогал Симону Петру ухаживать за родителями. Однажды выдалась неудачная ночь. Хотя и погода была то, что надо, и ничто не предвещало пустого лова, но ничего братьям не удалось поймать. “Пора домой собираться, ничего у нас сегодня не выйдет”, - произнес Петр. “Слушай, брат, давай еще разок попробуем в другом месте, вдруг удача улыбнется нам?” - ответил Андрей. Как будто вторя его словам, проходивший мимо Иисус попросил закинуть Симона Петра сети, обещая сделать их ловцами человеков. Зная в рыбацком деле столько, сколько иной опытный рыбак не знал, зная, что ничего уже не поймать, по смирению своему согласился: “Наставник! Мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но, по слову Твоему, закину сеть”.

Вот замелькали руки братьев, опуская сети в воду. Время шло, и вот только по им ведомым признаком стало понятно, что сеть наполнилась рыбой. Да так, что она стала прорываться. Так Господь показывал, что предстоит апостолам – “уловить” множество народов на спасение сетями Слова Божия. Ужас объял братьев и всех, кто был свидетелем такого чуда. Петр припал к ногам Иисуса: “Выйди от меня, Господи! Потому что я человек грешный”. На что в ответ Иисус ответил противоположной просьбой: “Гряди за Мной. Отныне будешь уловлять людей для жизни, подобно тому, как ранее ловил рыб для смерти”… Так началось апостольское служение Симона Петра, апостола Петра.

Петр был настолько привязан ко Христу, так незлобив, что когда Иисус рассказывал друзьям-апостолам о своих будущих страданиях, на которые Он и пришел, он возражает Ему, даже и мысли не допуская, что такое может случиться с Его любимым Учителем. Иисус говорит ему: “Отойди от Меня, сатана!”, но Петр не покидает Учителя, а с любовью выслушав порицание, с еще большим усердием следует за Ним. Когда многие ученики отошли от Иисуса, на вопрос, не хотят ли и они удалиться, Петр ответил Христу, что некуда им идти: “К кому? Ведь Ты имеешь глаголы вечной жизни. Мы уверовали и познали, что Ты – Христос, Сын Бога Живаго”. На такие слова, за истинное исповедание Господа, еще раньше Иисус утешил Петра обетованием: “Блажен ты, Симон, потому что эти истины открыл тебе Отец Мой, Сущий на небесах. Вот ты – Петр, камень. На этом камне Я создам Церковь Мою, врата ада не смогут одолеть ее. Дам тебе ключи от царствия Небесного. А что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах”…

Напитав пять тысяч, не считая женщин и детей, пятью хлебами, Иисус взобрался на гору помолиться. Последний лучик солнца мелькнул и погас за горами. Подступала ночь. Уставший Иисус, желавший остаться наедине с Собой и Богом, повелел ученикам на лодке перебраться на другой берег озера. Было уже довольно темно, только звезды мелькали сквозь рваные ночные облака. Ветер стал усиливаться, лодку било волнами, трудно было плыть против встречного ветра. В этой неприветливой тьме с мелькающими звездами плывшие вдруг увидели что-то движущееся к ним по волнам. Это движущееся было похоже на святящийся столб, внутри которого что-то (или кто-то) есть. Сидящий на веслах от страха произнес: “Смотрите, призрак!”. Ужас объял учеников, они повскакивали с мест, загалдели, стали кричать от ужаса. На что услышали родной спокойный голос, утешающий их, как детей: “Ободритесь! Не бойтесь, это Я”. К ним по волнам шел Иисус.

Петр, имея искреннюю веру, усердие к Богу, дерзнул попросить дозволения у Учителя придти к Нему по воде. “Учитель, если это Ты, то разреши мне придти к Тебе по волнам”. “Иди”, - прозвучало в ответ. Осторожно подобрав длинные одежды, Петр перешагнул через край лодки. Непривычно и необъяснимо странно было ставить ноги в воду и не проваливаться. Что-то держало на воде и не давало ногам утопать. Только поверху набегали барашки пенные. Что было в голове у этого человека в тот момент, какие были чувства, мысли? Но только увидев усиливающийся ветер, нарастающие волны, Петр потерял тот восторг, дух уже захватывали другие чувства – страх, сомнение окутывали его, и холод подступал к сердцу на смену горячим струям радости. Не имея совершенной веры, от испуга Петр стал тонуть. В отчаянии он закричал: “Господи, спаси меня!”. Иисус в готовности протянул руку, схватил Петра, подтянул к себе: “Маловерный! Зачем ты усомнился?”. Немного позже Он скажет: “Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя”. Так Господь, спасший Петра от потопления, спас его и от маловерия…

Хотя и было позже отречение Петра от Спасителя, Господь дал ему возможность так же трижды исповедать при всех свою любовь к Нему: “Да, Господи, Ты же знаешь, я люблю Тебя. Ты все знаешь!”. И были слезы – слезы себе в укор, что предал Учителя, слезы раскаяния: “Господи, прости…”. Господь простил Петра и вручил ему, как и было обещано, ключи от Царствия Небесного.

Стал Петр по вознесении Господа Иисуса Христа первым учителем и проповедником Слова Божия, приобретя для Церкви в один миг около трех тысяч душ. Обретя дар понимать и говорить на других языках, и не просто говорить, а нести Слово Божие, Петр обнаружил в себе и другую чудодейственную силу в себе. Однажды Петр входил с Иоанном в храм, так как настало время молитвы. На пороге храма сидел хромой от рождения человек. Увидев Петра и Иоанна, человек этот стал просить у них милостыню, как у всех проходящих мимо и входящих в храм. Посмотрели на него апостолы, произнесли: “Взгляни на нас”. Тот смотрел на них, пристально смотрел, надеясь получить хоть что-нибудь, хоть самую малую денежку. Но Петр ответил на его вопрошающий взгляд: “Знаешь, нет золота и серебра у меня, да и не было. Дам тебе, что есть у меня: во имя Иисуса Христа Назорея - встань и ходи”. Взял он хромого за правую руку, поднял. При этом он чувствовал, как укрепляются колени и ступни калеки. Тот сам уже вскочил, начал ходить, как бы пробуя, примеряя походку по себе. В глазах сияла радость. Вместе с апостолами исцелевший вошел в храм, скача от радости и воспевая милость Бога. Петр же проповедывал, и через это чудо и проповедь уверовало во Христа еще около пяти тысяч человек.

Ходя по разным городам и весям лечил Петр не только словом, руками, но даже тень его была для многих верующих целительной, “так, что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них”. При этом сам-то он страдал физически: сколько раз пришлось побывать в заключении, сколько раз побитым. Везде, где бывал Петр, ставил он во главе местных церквей верных делу Церкви епископов. Путешествуя несколько лет, возвратился Петр в Иерусалим, где однажды ночью явился ему в видении Иисус Христос: “Встань, Петр, иди на запад. Потому как настало время просветиться ему твоею проповедью. Я же всегда с тобой буду!”. Так Господь утешал, предупреждая о трудностях, которые ждут апостола в будущем. Святой Петр поделился своим видением с братией, простился со всеми. Собрав свои пожитки, идя на запад, Петр не переставал нести людям Слово Божие, просвещая их Светом Истины, так же поставлял епископов, где их еще не было. Так он земными и водными путями добрался до Рима.

В Риме святой апостол на площадях и в домах ежедневно проповедывал о Боге Едином – Отце всемогущем, о Сыне Божием Иисусе Христе, о Едином Духе Святом, Господе Животворящем. Многих Словом он привлек к вере Христовой, очистил Таинством Крещения, избавив от обольщения идольского.

Еще в Иерусалиме Петр обличил некоего Симона-волхва, который из лицемерия крестился, надеясь за деньги обрести дар Святага Духа, завидуя апостолам в их деле исцеления людей по их молитве к Богу. Петр тогда сказал ему: “Серебро твое тебе в погибель: разве мыслимо получить дар Божий за деньги. Сердце твое камень перед Богом. Покайся, помолись, и быть может, Господь, слыша твое раскаяние в дурном помысле твоем, отпустит грех твой. Торопись, ибо вижу сердце твое исполнено горькой желчи, и весь ты в узах неправды”. Но не услышал слов сих Симон-волхв, сбежал в Антиохию, где прятался от римских воинов, которые хотели доставить его в Рим ко дворцу Клавдия. Когда в Антиохию пришел Петр, Симон сбежал еще дальше. И все-таки воины однажды схватили его, привели в Рим, где должен был он получить наказание по делам своим. Но был так ловок, так виртуозен в своем деле дурманить людям мозги, что ловкостью и хитростью так обольстил умы начальства, что не только не понес наказания, но даже стал почитаться римлянами как бог. Клавдий был так одурачен, так обольщен, что приказал изваять статую волхва, которая была поставлена на реке Тибр с надписью: “Симону, святому богу”.

Придя в Рим и просвещая народ Словом о Любви, Петр однажды узнал о всех безобразиях, творимых Симоном. Он просто в ужас пришел, когда узнал, что этот нечестивец называет себя Христом, творит “великие” чудеса Его именем. Возгоревшись ревностью о Боге, Петр решил навестить Симона и поставить его на место, образумить, уговорить не делать глупостей. Придя к его дому, апостол обнаружил у ворот толпу людей, ожидавших чудес. Все эти люди, увидев нового посетителя, не захотели пускать Петра внутрь. Петр недоумевал: “Почему вы не пускаете меня, препятствуете пройти к льстивому волхву?”. Толпа зашевелилась, загудела еще больше, напоминая осиный рой. “Он не волхв. Он сильный бог. Он у ворот своих поставил стража, знающего помышления человеческие”. Можно подумать, что есть боги сильные и боги слабые, и то что какой-то сторож знает ваши мыслишки – это сила “бога”, а все остальное – показатель его “слабости”. Вот каково было ослепление сердец людских! Как вы думаете, кто был сторожем? – Пес. Да-да, обыкновенный черный пес, лежавший в воротах. Люди, думая, что сообщают что-то важное, тыкали в него пальцем и с трепетом говорили Петру, что эта собака умерщвляет всех, кто думает о Симоне неправду. “Да я правду говорю, - настаивал Петр, - Симон от беса”. Повернувшись к собаке, произнес: “Иди и передай своему Симону, что Петр пришел, апостол Христов, хочет поговорить с ним”. Лохматый пес встал, встряхнулся, повилял хвостом и побежал к хозяину. В его покоях он человеческим голосом объявил ему волю Петра. Все, кто слышали сие, ужаснулись. А Симон как ни в чем не бывало ответил: “Пусть войдет сюда Петр”.

Начался своеобразный поединок между святым и ничтожеством. Симон что-то волхвовал перед народом, Петру же приходилось призывать помощь Божию, чтобы явить чудеса, доказать силу Божию, что волхвование ничто по сравнению с Божественной силой. В то время у одной благородной вдовы царского рода умер сын, совсем молодой человек. Она безутешно рыдала над его телом. Все родные и близкие сочувствовали ей, но помочь, естественно, ничем не могли. Правда, кто-то вспомнил о споре двух мужей, о Петре и Симоне, что помимо всяких разных чудес они и людей воскрешают. Кто-то побежал к ним, дерзая пригласить к бедной женщине их на помощь. Людям было все равно, как воскреснет юноша – с помощью ли Бога, с помощью ли других сил – одни бежали к Петру, другие к Симону.

Увидев на погребении множество народа, Петр предложил Симону, кичившемуся своим “дарованием”: “Давай сделаем так, Симон, кто воскресит юношу, того учение и объявим истинным”. Народ радостно загудел: многие уже были озарены Светом Истины, они ждали чуда не от Симона, а от Петра. Они были твердо убеждены, что Бог Един, и только Он может помочь Петру сотворить правду. Такое поведение толпы смутило Симона, он уже начал понимать, что не все так просто, что не так легко ему будет выкрутиться, он пошел на хитрость, надеясь на свое умение очаровывать и обольщать: “Если я воскрешу мертвого, убьете ли вы Петра?” - обратился он к народу. Другая часть толпы, еще блуждающая в потемках язычества, слепо верящая проходимцам и лгунам, завопила неистово: “Живого сожжем перед твоими глазами!”.

Симон подошел к телу, что-то там бормотал, руками водил, закатывал глаза, издавал непонятные звуки. В результате, при помощи льстивых бесов, он достиг того, что юноша двинул головой. Тут же, ожидавшие чуда от обманщика, завопили: “Он воскрес, воскрес!”, подхватили Петра под руки, уже готовые вести его на костер. Но Петр сильным движением высвободился из их объятий, сделал знак, просящий тишины. В полнейшей тишине апостол сказал: “Если юноша жив действительно, то почему не говорит, не ходит? Пусть будет так, пусть Симон поднимет его и разговорит. Пока не увидите сего, не сомневайтесь – он обольщает вас волшебством с помощью князя тьмы”. Симон начал бегать как заведенный вокруг одра усопшего. Еще больше разводя руками, шепча что-то невнятное. Но все было безуспешно. Понял он, что прогорел, хотел бежать со стыда, но народ удержал его. Видя все это, Петр же, истинный чудотворец, воскресивший девицу Тавифу, сотворивший множество чудес, встал поодаль, воздел руки и очи небу и стал молиться Отцу Небесному: “Господи Иисусе Христе, повелевший нам Твоим именем воскрешать мертвых, молю Тебя, услышь меня грешного, не для себя прошу, оживотвори этого юношу, да познают стоящие здесь, что Ты Бог Истинный и нет иного кроме Тебя, живущего и царствующего с Отцом и Святым духом вовеки. Аминь”.

После усердной молитвы Петр обратился к мертвому: “Юноша! Тебя исцеляет и воскрешает Господь мой Иисус Христос, встань!”. Все замерли, ожидая, что произойдет. А мертвый открыл глаза как будто с трудом, как будто ото сна его оторвали, поднялся, походил, как будто пробуя ноги, и заговорил. Припадая к ногам апостола, воскресившего его, юноша сказал: “Я видел Господа Иисуса, Он повелел ангелам возвратить меня, потому что ты молился и просил вернуть меня матери моей плачущей горькими слезами, благородной вдове”. Народ, видя такое дело, слыша свидетельство самого юноши, стал умиляться и взывать: “Един Бог и нет иного, кроме исповедуемого Петром! Он прав!”.

Симон же от стыда пытался бежать из этих мест, набормотал своей голове с бесовской помощью вид собачьей. Но народ все же распознал в нем болтуна и обольстителя, одни хотели побить его камнями, другие – сжечь. Петр же остановил горячие головы, говоря, что Господь не велел воздавать злом за зло: “Отпустите его, ведь он сам себя уже наказал. Он претерпел и стыд, и поношения, и убеждения в безпомощности своего волшебства. Пусть идет”. Симон сбежал, где-то долго пропадал до тех пор, пока его не отыскал нечестивый Нерон и не приблизил к себе как ближайшего друга.

Со временем спор великого апостола и великого мошенника не закончился бегством последнего. Пришлось Петру еще раз столкнуться с Симоном, доказывать словом и делом незыблемости Истины, Правды и Любви Божией. Симон, не справляясь с силой Петра, объявил, что может вознестись на небо. Что и сделал с помощью все тех же темных сил. Как он летал по воздуху, носимый бесами! При этом он умудрялся запугивать горожан, что он улетит сейчас, что проклянет их за веру Петру, а не ему, что нашлет на них всякие болезни и неприятности. Народ роптал на такое нечестие: “Это Божие дело – летать по воздуху с плотью, но никак уж простому смертному!”. Петр пытался успокоить праведный гнев присутствующих, он молился” Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! Услыши меня грешного. Господи, помоги обличить этого лживого льстеца. Да не соблазнятся сыны твои, которых Ты мне доверил, пусть еще раз убедятся, насколько пусты все слова волшебные, все призывы сил бесовских!”. И обратился к слугам сатаны: “Повелеваю вам, бесы, именем Бога Единого – не носите этого бездельника, оставьте его, где есть”.

Бесы, не долго думая, сделали то, что им повелел апостол – покинули Симона в воздухе. Полетел несчастный волхв на землю, да и разбился. А Петр еще долго проповедывал на том месте, и обратил он многих к вере Христовой в тот день… Нерон же очень был опечален гибелью друга своего, чрезвычайно рассердился он на святого Петра и захотел его убить. Но не тотчас, злодейство свое он отложил на более удобное для него время…

После всех этих событий Петр отправился в дальний путь просвещать другие народы. Иногда он встречался с апостолом Павлом, везде он нес Слово Божие, поставлял епископов. В последние свои дни находился он с проповедью в Британии, туманном Альбионе. Однажды явился ему ангел Господень и сказал: “Петр, приблизилось время твоего ухода из этой жизни. Приготовься. Должно тебе идти в Рим, там ты примешь муки крестные во имя Божие, там ты получишь и воздаяние за свои земные труды от Господа Иисуса”. Еще несколько времени пробыл Петр в Британии, укрепляя тамошнюю церковь, поставляя пресвитеров и епископов, а затем, простившись с друзьями, отправился в Рим.

В Риме Петр поставил епископом Климента. Нерон же, имея двух жен, имел несчетное число наложниц, и все ему не сиделось, плоть его все не насыщалась. О его выкрутасах ходили легенды. Так вот эти две красавицы-жены приняли святую веру, они хотели жить честно и целомудренно – по заповедям Божиим. Им никак не хотелось подчиняться похоти блудливого царя-самодура. Видя такое к себе отношение, узнав, что жены стали христианками, Нерон взъелся на всю Церковь, а особенно на апостола Петра, которого он считал виновником обращения любимых. При этом он вспомнил и другого любимого – Симона-волхва. Он приказал найти святого апостола Петра, чтобы казнить его.

Друзья и близкие узнали об этом приказе нечестивца и, желая спасти ученика Христова, их учителя, видевшего Самого Спасителя, умоляли его уйти куда-нибудь, где его не найдут солдаты, только бы он ушел из Рима. Петр никак не хотел на это соглашаться, ведь ангел Господень возвестил ему волю Божию. “Лучше умереть, страдая за Христа. Перепояшут меня и поведут, куда не хочу, - вспоминал он слова о нем. – Но так надо. Для всех: для меня, для вас, для будущего нашего”. Верующие братья и сестры плакали о нем и все так же продолжали умолять его покинуть город, чтобы для пользы Церкви сохранить свою жизнь. Они как будто не слышали, что лучше – жить Петру или быть казненным. Петр внял мольбам общины. После общего моления он в ночь собрался удалиться из Рима. Пошел он один, без учеников и сопровождающих. И вот проходя в городские ворота, увидел он идущего навстречу ему Иисуса. Поклонившись, Петр спросил: “Куда идешь, Господи?”. – “Иду в Рим, чтобы снова распяться”, - произнес Иисус и стал невидим. “О Господи! Ты, страдающий в рабах Своих, и в моем грешном теле хочешь вновь пострадать в Риме!”. Вновь устыдившись, Петр возвратился в город, где и был взят воинами. С ним были схвачены его верные ученики и соратники Климент, Иродион, Олимп, которых Нерон приказал казнить мечом, а Петра распять. Климента, правда, как царского родственника воины отпустили, а других казнили мечом.

Святой Петр своих распинателей просил распять его вниз головой, почитая этим Господа Иисуса Христа, распявшегося по воле Своей. Он не хотел уподобиться Учителю в образе распятия, а хотел в распятии голову свою подклонить под ноги Спасителя, Которого однажды по минутной слабости покинул и всю жизнь потом плакал об этом, оставляя на щеках своих бороздки от слез… Умер он 29 июня, жестоко страдая от гвоздинных ран. Святой Климент затем похоронил его тело с честью, а также и других, пострадавших вместе с апостолом Петром в этот день.

***

Просыпается тело,

Просыпается слух.

Ночь дошла до предела,

Крикнул третий петух.

Сел старик на кровати,

Заскрипела кровать.

Было так при Пилате,

Что теперь вспоминать.

И какая досада

Сердце точит с утра?

И на что это надо –

Горевать за Петра?

Кто всего мне дороже,

Всех желаннее мне?

В эту ночь – от Кого же

Я отрекся во сне?

Крик идет петушиный

В первой утренней мгле

Через горы-долины

По широкой земле.

Арсений Тарковский

Вот так, желая спастись от насмешек, чтобы его оставили в покое, Петр произнес однажды слова отречения. Господи, дай нам сил не предавать тебя, а спасаться! Но если мы все же пали, дай Господи, сил подняться и впредь не оступаться! Дай слезы Петровы, горькие, очистительные, спасительные. Не остави нас!